Социология Великой Французской революции, разработанная Токвилем, содержит знаменитое исследование, отражающее расхождение между положением, каким его воспринимают действующие лица, и его анализом без учета их ожиданий.
Не всегда, даже если дела в государстве идут все хуже и хуже, происходит революция. Чаще всего народ, до этого безропотно переносивший и как бы не ощущавший на себе тяжесть несправедливых законов, яростно отвергает их, как только их гнет начинает ослабевать. Режим, который свергает революция, почти всегда лучше того, который непосредственно ему предшествовал, и опыт учит, что наиболее опасный момент для слабого правительства обычно наступает тогда, когда оно принимается за реформы. Лишь добрый гений может спасти монарха, начинающего спасать своих подданных после длительного периода угнетения. Зло, которое терпеливо переносят, считая его неизбежным, кажется невыносимым, как только осознают возможность от него избавиться. («L'Ancien Regime et la Revolution», chap. IV, liv. III)'.
|
|
Эту модель можно также применить к русской революции: именно во время промышленного подъема в России возникли революционные и реформистские партии и разразилась революция 1905 г., словно возможность развития вызвала жажду богатства и свободы, которую экономический и политический режим не мог утолить. Война 1914 г. привела к драматическому ухудшению условий жизни городского населения, составившего основу враждебной волны, которая смела царизм и привела к социальному взрыву, позволившему большевикам успешно осуществить государственный переворот и удержаться у власти.