Логика политического действия может быть проанализирована согласно двум моделям, которые соответствуют двум эмпирическим объектам политической науки и одновременно двум объяснительным парадигмам: восстанию и демонстрации. Первая является организованным насилием, имеющим целью свержение насильственным путем существующей власти, а вторая демонстрирует наличие организованного общественного мнения, желающего изменить политику правительства. Между первой и второй существуют многочисленные варианты
1 Critique de la raison dialectique. P. 574, 454.
ЧАСТЬ II. Категории политики
и промежуточные этапы. Но можно считать, что не принадлежат к одному и тому же типу акций демонстрация, организованная попом Гапоном 22 января 1905 г., с иконами и портретами российского царя, с прошением к самодержцу (демонстрация будет безжалостно расстреляна), и государственный переворот в октябре 1917 г., осуществленный под руководством Военно-революционного комитета, вооруженного органа большевиков (после которого демонстрации протеста, в частности в Москве, будут беспощадно подавлены). Показательно проникновение военной терминологии в политический словарь, например, говорят «мобилизовать на демонстрацию». Иногда за такой лексикой стоит идея о том, что демонстрация должна анализироваться как показатель соотношения сил. Приверженность марксистско-ленинской традиции и ленинизму во французских рабочих организациях помогает также понять стремление представить манифестацию почти как войну. Но можно предположить, что этот воинственный словарь сам участвует в стратегии устрашения и не позволяет осознать специфический характер демонстрации, и именно тот факт, что она не является военной операцией.
|
|
Концептуальное противопоставление демонстрации и восстания может рассматриваться как особый случай более общей проблемы, относящейся к статусу представительства. Это наглядно свидетельствует о том, что политическая социология окрашена в политические тона в том смысле, что приверженность той или иной концепции политики либо связана с теорией, рассматривающей представительство как опасную видимость, либо анализируется как реальный набор серьезных социальных проблем. Не рассуждая об этом вопросе абстрактно и всесторонне, укажем на различие между демонстрацией и восстанием, в котором раскрывается представление Ленина о политике как демонстрации силы.