Трибунная функция ФКП в изложении Жоржа Лаво

Обоснован ли тезис, тривиальный и очевидный для Четвертой республики и первого десятилетия Пятой республики, утверждающий, что Французская ком­мунистическая партия находилась вне политической системы страны? В начале 70-х гг. Жорж Лаво, опираясь на общие принципы функционального анализа, позволил себе оспорить тот факт, что ФКП является партией «антисистемной», по крайней мере если перейти от явных признаков к скрытым.

ФКП отказывалась от союзов, которые могли бы открыть ей доступ к власти, а в ряде случаев попыталась даже блокировать систему. В таком обществе, как французское, политическая система неустойчива, поскольку она идеологичес­ки раздроблена, а самая активная и боевая фракция рабочего класса находится с конца XIX в. в состоянии, близком к изоляции, в отличие от ее положения, на­пример, в Англии. Но стабильность политической системы могла быть обеспе­чена при выполнении по меньшей мере, трех требований: 1) чтобы ее легитим­ность, хотя бы частичная, признавалась «революционной» фракцией рабочего класса; 2) чтобы группы и силы, выступающие от имени рабочего класса, могли проявиться в качестве нормальной альтернативы традиционным и правительст­венным партиям; 3) чтобы даже самые неистовые из тех, кто говорит от имени рабочего*класса, имели в своем распоряжении трибуну для выступлений. Три изложенные функции могут быть соответственно названы: функция «легитима­ции-стабилизации», функция «политической смены» и «трибунная» функция.

ФКП, по мнению Лаво, на словах отрицая это, легитимирует и стабилизирует систему, участвуя в выборах, проявляя уважение к государству и отказываясь от бес­порядков (все это подтверждается ее позицией в ходе майских событий 1968 г.).

ЧАСТЬ II. Категории политики

И напротив, ФКП очень плохо исполняет функцию смены, поскольку она обос­новалась в политической оппозиции и придерживается стратегии, препятству­ющей ее участию в механизмах ротации. Наиболее эффективна ФКП в испол­нении функции трибуна, когда речь идет о том, чтобы по примеру трибунов рим­ского плебса применять право вето, негативную власть, в которой выражается недовольство лишенных власти. В этой функции ФКП выходит далеко за преде­лы группы промышленных рабочих, стремясь играть роль трибуна всей массы недовольных, т. е. «плебса». «Направляя и дисциплинируя взрывы возмущения, всегда предоставляя им законные и организованные политические формы раз­рядки (голосование, спокойные, но мощные демонстрации, ставшие ритуаль­ными «дни действий»), — пишет Жорж Лаво, — ФКП надежно обслуживает функ­ционирование системы, поскольку политические результаты этой «трибунной» активности выражаются в самом лучшем случае в небольших «перебоях» в дея­тельности режима или приросте на несколько процентов количества голосов, собранных коммунистами, и никогда не угрожают реально самому существова­нию системы». Но этот анализ, который показал также, что роль трибуна могла завести ФКП в ловушку, требовал определенных поправок, поскольку партия могла считать своей главной задачей не управление страной, а свое выживание и укрепление в качестве организации, действующей в более широких, междуна­родных рамках и ставящей себе целью ослабление французского звена в цепи мировой империалистической «системы». И действительно, в брежневский пе­риод сложилась стратегия всего международного коммунистического движения, в которой взятие власти в промышленно развитых странах выступало задачей второстепенной по сравнению с укреплением СССР и победоносным подъемом национально-освободительного движения в третьем мире. Несомненно, задача ФКП состояла не столько в повышении ее роли внутри французской политиче­ской системы и в завоевании власти, сколько в приходе к власти в рамках ожи­даемого роста всей мировой коммунистической системы. Эта надежда была окон­чательно разрушена после развала СССР.

Таким образом, понятие системы и функции имеет здесь пояснительную цен­ность, однако оно может быть также использовано не только как методологиче­ский инструмент, но и для нормативных целей, продвигающих аналогию «соци­альная организация — биологическое тело» в сторону реалистической модели.

ОРГАНИЦИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: