Идеальное государство по представлению Платона

Когда встает вопрос о возможности существования такого идеального госу­дарства, Сократ отвечает утверждением, что условием этого было бы превраще­ние философов в правителей (кн. V, 473 d). Согласно классической метафоре (ее можно найти, например, в диалоге «Политик»), философ выступает как лоцман, «кибернетическая» (управленческая) компетентность которого основывается на его знании истины (что ведет к описанию процесса формирования философа с помощью аллегории пещеры, которая показывает также, что идеальное общест­во Платона открыто Добру, Красоте и Истине). В «Политике» Платон строит в воображении город-государство, который основывается на полной политичес­кой легитимности. Не здесь ли пролегает путь к началу социальной реконструк­ции во ийя овладения знанием? «Из государственных устройств то неизбежно будет единственно правильным, в котором можно будет обнаружить истинно знающих правителей, а не правителей, которые лишь кажутся таковыми; и бу­дет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или про­тив воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным» («Политик», 293 с).

ЧАСТЬ II. Категории политики

Политик, усвоивший «политическую науку», может высылать граждан, при­глашать иностранцев, казнить или изгонять, чтобы очистить город, сохранить и усовершенствовать государственное устройство, чтобы каждому стала доступна «самая справедливая доля» («Политик», 297 Ь). Такая органицистская модель в сочетании с верой в существование политической науки — не ведет ли она к легитимации всемогущества власти?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: