Басня о желудке и взбунтовавшихся частях тела, пришедшая к нам из античного мира и изложенная Шекспиром в его «Кориолане» (акт первый, сцена 1), показывает использование органицизма в политической пропаганде с целью усмирения восставшей группы. Шекспир поставил свою пьесу около 1608 г., когда Англия Якова I была потрясена хлебными бунтами. Но в «Кориолане» горько жалуется на свою судьбу не английский, а римский плебс. Группа бедных и голодных граждан избрала своих трибунов, которые должны выступать от их име-
VI. Организация
ни и умеют не только брать слово, но и браться за оружие. Они готовы обрушиться на того, кто отмечен ими как главный враг народа, на Кая Марция Ко-риолана, легендарную фигуру сопротивления патрициев поднимающемуся плебсу и его трибунам. В начале пьесы его другу удается усмирить восставших при помощи такой вот притчи.
Однажды, рассказывает Менений Агриппа, все части тела взбунтовались против желудка: это же вместилище для мяса, говорили восставшие, он бездействует внутри организма, не разделяя работу других органов, которые слушают, смотрят, ходят, чувствуют и участвуют в управлении аппетитами и привязанностями, общими для всего тела. Желудок ответил, улыбаясь, этим взбунтовавшимся членам, что он получает первым то, чем все остальные живы, т. е. пищу, которую он готовит для их пользования, играя роль источника для всего тела и рассылая соки по кровяным рекам до самых удаленных его частей. «Сенат — вот чрево мудрое, а вы — бунтующие члены. Стоит вам только честно оценить его заботы и попечение о всеобщем благе, как вы поймете, что оно всегда лишь от него приходит, а не от вас». Опустим продолжение этой истории. Смысл басни ясен: целое важнее частей, которые живы благодаря ему и должны принимать свой статус в соответствии с холистской политической моделью, утверждающей примат целого'.
|
|
ИЕРАРХИЯ И ДЕМОКРАТИЯ
Менений Агриппа в своей басне отрицает равенство социальных групп и индивидов в доступе к различным функциям, поскольку в конце концов члены общества могли бы спросить, почему желудком являются всегда патриции, а плебеи всегда работают. Идея «политического тела» как модели республики (res publica, commonwealth) нашла свое наиболее радикальное оформление в платоновской модели идеального города. Иерархическая модель, которую можно сравнить с кастовой системой.