Во время протестантской Реформы Лютер и Меланхтон выступили против тех, кого они клеймили как «фанатиков». Так эти деятели называли миллена-ристские группы, стремившиеся уничтожить «расстояние» между градом Божьим и градом земным, разрушить во имя Иерусалима небесного гражданское общество, осуждавшееся ими как Вавилон. По мнению же Лютера и Меланхто-на, нельзя оспаривать законность политической власти (ср. гл. III, с. 58). И они отвергали спорный тезис (первоначально направленный в основном против Римской церкви) о том. что любое изображение якобы означает идолопоклонство. Этот вопрос был связан со статусом таинства евхаристии. Правоверные католики верили в пресуществление (хлеб и вино пресуществляются при совершении таинства литургии в истинные тело и кровь Христовы), поэтому в определенном отношении изображение Христа было для них делом совершенно законным (и Контрреформация полностью включит пластические искусства в свой пропагандистский арсенал). «Фанатики» же (анабаптисты, сторонники француза Кальвина и швейцарца Цвингли) считали, что благодаря мессе происходит лишь «символическое» воспроизведение тела и крови Христовых, происходящее в душах присутствующих. В их храмах нет никаких изображений. Для Лютера евхаристия является соприсутствием (хлеб и вино остаются самими собой, сосуществуют с телом и кровью Христовыми), он осуждает иконоборцев. В политическом плане в особой обстановке Ренессанса и возникновения протестантизма иконоборцы появляются из групп, которые отвергают сам принцип существования какого-то земного политического тела. Отказ от живописного представления сочетается у фанатиков с непризнанием легитимности политической власти. Дело не в том, что они отказывают в признании определенному виду государственного устройства, ибо предпочитают ему какой-либо другой, а в том, что ставится задача упразднения политической власти как таковой — во имя учреждения града Божия, здесь и сейчас. Напротив, Лютер исходит из абсолютной необходимости «гражданского общества» и предоставления образам прав земного гражданства.
|
|