Государство против гражданского общества

По словам Маркса, Гегель верил, причем' необоснованно, в возможность ре­шения проблемы разделения гражданского общества на социальные атомы при помощи корпораций, которые создают структуру этого общества. Ошибочное решение1. Поскольку проблема была бы просто неразрешимой по причине про­тиворечий между корпорациями. Никакие уловки разума не позволят уклонить-

' Этой теме полностью посвящена работа Маркса «К критике гегелевской философии права», написанная в 1843 г.

Государство и гражданское общество

ся от противоречий между группами внутри гражданского общества. Поэтому, начав со всеобъемлющей критики политической теории Гегеля, предпринятой в 1843 г., Маркс опровергает эту теорию, утверждая, что не государство составляет условие возможности существования гражданского общества, а гражданское общество представляет собой базис государства, а также права и идеологии.

Вера в первичность существования государства есть иллюзия, доведенная до крайности Великой Французской революцией: завоевание политической сво­боды в том виде, в каком она предстает в «Декларации прав человека и гражда­нина», принятой в августе 1789 г., является иллюзорным освобождением. Чело­веческая эмансипация не может быть эмансипацией через политическое госу­дарство и в политическом государстве, революция приведет (через определен­ную переходную фазу) к исчезновению государства, юридической и политичес­кой надстройки. Используя противопоставление Августина Блаженного, но по­меняв местами ценность его посылок, Маркс отождествляет государство с «не­бом», а гражданское общество с «землей» и утверждает, что единственная под­линная свобода — это свобода земная (см. с. 68). Критика Маркса отличается абсолютным радикализмом, поскольку он превозносит общество, где не будет существовать особой политической инстанции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: