Хотя эта формула, дробная структура, не фигурирует ни у Эванса-Причарда, ни у Геллнера, открытие математической теории дробных объектов Мандель-бротом в 70-х гг. нашего столетия позволяет отнести к этой категории родовые общества. Древо, где структура «ствол — ветвь» является структурой как целого, так и его частей, а также структурой частей частей, — это хороший пример дробной структуры. Как утверждает Эванс-Причард, племенное образование у нуэров имеет все атрибуты племени: имя, доминирующий род, территориальные границы, хозяйственные ресурсы, чувство патриотизма (ветвь имеет все атрибуты древа, в частности способность разветвляться). Каждая племенная подгруппа выступает как племя в миниатюре, от которого оно отличается лишь размерами и степенью интеграции.
Однако, подчеркивает Геллнер, анализ Эванса-Причарда страдает одним недостатком: различные единицы выполняют глубоко отличающиеся друг от друга функции (роль корней несравнима с ролью ветвей). Самый нижний уровень участвует во всем, что касается повседневной жизни, следующий уровень обеспечивает властное равновесие в деревне, сама деревня охраняет свою территорию и угодья, более крупные кланы — коллективные пастбища, а самые широкие группы обеспечивают оборону района как единого целого. Точно так же у нуэров весь народ участвует в войне против динка или англичан, тогда как рыбная ловля в небольших прудах входит в компетенцию деревушек, а уход за скотом возлагается на каждую семью. Поэтому, если современное административное и политическое образование навяжет свою власть сегментарному обществу, его наивысший уровень зачахнет, тогда как структуры нижних сегментов будут долго и яростно сопротивляться. Тем не менее, несмотря на различие функций отдельных сегментов, есть все основания подчеркивать структурную близость различных элементов, составляющих сегментарное общество: «В сложных обществах государство или полис коренным образом отличаются от семьи. В сегментарном племени существует сходство между племенем или кланом, с одной стороны, и семьей — с другой, причем не только в терминологическом плане, но и в действительности».
|
|