Ленин исходит из примата класса над нацией. Он подчеркивает, что «Программа социал-демократии выставляет только основные требования, общие всему пролетариату, независимо от профессиональных, местных, национальных, расовых различий»'. Ленин далее указывает, что «один и тот же программный пункт применяется различно в зависимости от различия условий быта, различия соотношения общественных сил в разных областях страны и т. д.» Позднее он выскажет убеждение, что «при всяком действительно серьезном и глубоком политическом вопросе группировка идет по классам, а не по нациям»2. В 1903 г. Ленин опирается на определение нации, предложенное Каутским (для которого общность языка и общность территории являются существеннейшими), доказывая, что евреи отнюдь не образуют нацию. Такой подход сразу отодвигает на задний план борьбу против преследований национальных меньшинств. Как утверждает Ленин, «идея еврейской национальности носит явно реакционный характер не только у последовательных сторонников ее (сионистов), но и у тех, кто пытается совместить ее с идеями социал-демократии (бундовцы)»3. Эта идея противоречит интересам еврейского пролетариата, формируя у него прямо и косвенно сознание, враждебное ассимиляции, настроение «гетто». На основе такой аргументации делается четкий и ясный вывод, соответствующий формулировкам Каутского: враждебность к инородным слоям населения может быть устранена только тем, что эти слои «перестанут быть чужими, сольются с общей массой населения. Это единственно возможное разрешение еврейского вопроса, и мы должны поддерживать все то, что способствует устранению еврейской обособленности»* (подчеркнуто Лениным). Стремясь любой ценой не допустить «раздробления» рабочих, Ленин отрицает существование антисемитизма в их среде, так как признание его наличия могло бы дать веский аргумент тем, кто ратует за организационное обособление еврейских рабочих. Но вождь большевиков утверждает, что антисемитизм является признаком политической отсталости. А потому никак не может быть антисемитом сознательный рабочий, который только и составляет истинную плоть рабочего класса. Значит, рабочих-антисемитов не существует. Антисемитизм присущ буржуазии, но отнюдь не рабочим. Налицо полная победа социологии класса над идеологией нации. Но этот триумф продолжался недолго.
|
|
' Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 8. С. 68.
2 Там же.
' Там же.
4 Там же. С. 75.
ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация