Ленин в 1903 г.: «идея еврейской национальности реакционна»

Ленин исходит из примата класса над нацией. Он подчеркивает, что «Про­грамма социал-демократии выставляет только основные требования, общие всему пролетариату, независимо от профессиональных, местных, национальных, ра­совых различий»'. Ленин далее указывает, что «один и тот же программный пункт применяется различно в зависимости от различия условий быта, различия соот­ношения общественных сил в разных областях страны и т. д.» Позднее он выска­жет убеждение, что «при всяком действительно серьезном и глубоком полити­ческом вопросе группировка идет по классам, а не по нациям»2. В 1903 г. Ленин опирается на определение нации, предложенное Каутским (для которого общ­ность языка и общность территории являются существеннейшими), доказывая, что евреи отнюдь не образуют нацию. Такой подход сразу отодвигает на задний план борьбу против преследований национальных меньшинств. Как утверждает Ленин, «идея еврейской национальности носит явно реакционный характер не только у последовательных сторонников ее (сионистов), но и у тех, кто пытается совместить ее с идеями социал-демократии (бундовцы)»3. Эта идея противоре­чит интересам еврейского пролетариата, формируя у него прямо и косвенно со­знание, враждебное ассимиляции, настроение «гетто». На основе такой аргумен­тации делается четкий и ясный вывод, соответствующий формулировкам Каут­ского: враждебность к инородным слоям населения может быть устранена толь­ко тем, что эти слои «перестанут быть чужими, сольются с общей массой насе­ления. Это единственно возможное разрешение еврейского вопроса, и мы должны поддерживать все то, что способствует устранению еврейской обособленности»* (подчеркнуто Лениным). Стремясь любой ценой не допустить «раздробления» рабочих, Ленин отрицает существование антисемитизма в их среде, так как при­знание его наличия могло бы дать веский аргумент тем, кто ратует за организа­ционное обособление еврейских рабочих. Но вождь большевиков утверждает, что антисемитизм является признаком политической отсталости. А потому ни­как не может быть антисемитом сознательный рабочий, который только и со­ставляет истинную плоть рабочего класса. Значит, рабочих-антисемитов не су­ществует. Антисемитизм присущ буржуазии, но отнюдь не рабочим. Налицо пол­ная победа социологии класса над идеологией нации. Но этот триумф продол­жался недолго.

' Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 8. С. 68.

2 Там же.

' Там же.

4 Там же. С. 75.

ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: