Свое видение государства-наци и предлагает Эрнест Геллнер, для которого этот феномен связан с изменением социальных структур1.
1 Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.
Под структурной модификацией можно понимать изменение такого рода, какое внесли, например, греческая фаланга — в военное искусство, азбука — в утверждение местных языков,
ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация
паровая машина — в процесс производства. В данном случае модификация затрагивает не какую-то определенную область, а изменяет отношения между политической сферой и культурой, по сравнению с предшествующей социальной организацией, ибо индустриальное общество требует иного типа знаний. Нация есть продукт нового типа разделения труда, связанного с промышленным производством. А он коренным образом изменяет ту социальную структуру, которая существовала в предыдущих экономико-политических формациях, в «агро-грамотных» империях, основанных на сельском хозяйстве и письменности.
|
|
Государство-нация порождено процессом культурной энтропии, его специфическим учреждением является школа; все современные государства институционализируют и развивают школьную систему, производящую идентичность.
Итак, нация не возникает до того, как появится государство-нация, но национализм есть продукт нации, и его нельзя объяснить какой-то всеобщей психической к нему предрасположенностью. Нацию следует мыслить скорее в понятиях прерывности и разрывов, чем в понятиях постоянства и возрождения, даже если националистические идеологи основывают свои требования на доводах типа: мы, X, всегда существовали, но не имели своего национального дома, под крышей которого могли бы обосноваться и найти убежище; даже если эти идеологи утверждают, что желание принадлежать к какому-то сообществу является универсальным психическим свойством рода человеческого (каждый индивид являлся бы неким X, Y или Z, который мог бы жить полнокровно только в Х-лан-дии, в Y-ландии или Z-ландии). Так националисты воспевают нацию (по крайней мере свою) как вечную сущность. А всякий человек, по их убеждению, обладает законным желанием жить в лоне своей нации (и нам, X, принадлежит здесь приоритет). Но вес этих утверждений определяется лишь успехами в мобилизации отдельных индивидов и групп на националистическую борьбу.