Нация и монополия легитимной культуры (геллнер)

Свое видение государства-наци и предлагает Эрнест Геллнер, для которого этот феномен связан с изменением социальных структур1.

1 Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

Под структурной модифи­кацией можно понимать изменение такого рода, какое внесли, например, гре­ческая фаланга — в военное искусство, азбука — в утверждение местных языков,

ЧАСТЬ IV. Государство, гражданское общество, нация

паровая машина — в процесс производства. В данном случае модификация за­трагивает не какую-то определенную область, а изменяет отношения между по­литической сферой и культурой, по сравнению с предшествующей социальной организацией, ибо индустриальное общество требует иного типа знаний. Нация есть продукт нового типа разделения труда, связанного с промышленным про­изводством. А он коренным образом изменяет ту социальную структуру, кото­рая существовала в предыдущих экономико-политических формациях, в «агро-грамотных» империях, основанных на сельском хозяйстве и письменности.

Государство-нация порождено процессом культурной энтропии, его специ­фическим учреждением является школа; все современные государства институ­ционализируют и развивают школьную систему, производящую идентичность.

Итак, нация не возникает до того, как появится государство-нация, но наци­онализм есть продукт нации, и его нельзя объяснить какой-то всеобщей психи­ческой к нему предрасположенностью. Нацию следует мыслить скорее в поня­тиях прерывности и разрывов, чем в понятиях постоянства и возрождения, даже если националистические идеологи основывают свои требования на доводах типа: мы, X, всегда существовали, но не имели своего национального дома, под кры­шей которого могли бы обосноваться и найти убежище; даже если эти идеологи утверждают, что желание принадлежать к какому-то сообществу является уни­версальным психическим свойством рода человеческого (каждый индивид яв­лялся бы неким X, Y или Z, который мог бы жить полнокровно только в Х-лан-дии, в Y-ландии или Z-ландии). Так националисты воспевают нацию (по край­ней мере свою) как вечную сущность. А всякий человек, по их убеждению, обла­дает законным желанием жить в лоне своей нации (и нам, X, принадлежит здесь приоритет). Но вес этих утверждений определяется лишь успехами в мобилиза­ции отдельных индивидов и групп на националистическую борьбу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: