Агрограмотные империи

Для понимания государства- нации необходимо сравнить ее структуру со струк­турой какой-либо агрограмотной империи, т. е. государства, технико-экономи­ческая база которого является сельскохозяйственной, но где существуют люди письменной культуры (священники и/или государственные служащие). Такую структуру можно изобразить как мозаику, различные элементы которой сосуще­ствуют (более или менее мирно) под началом бюрократов, составляющих есте­ственный универсальный класс империи, хотя устремления его ограничены (бю­рократия не должна организовывать мощную административную машину, и сама Ъна не верит в возможность рационализации, приводящей к однородности). Правящие политические элиты контролируют способы уничтожения и комму­никации; наряду с этими элитами существует церковная иерархия, которая обес­печивает некоторые поступления, связанные с сакральной сферой. Наконец, имеются группы торговцев, одни из которых постоянно передвигаются, другие занимают ниши в крестьянских сообществах, третьи осели в городах. Такой по-'

XII. Государство-нация

рядок обеспечивает контроль центра над сообществами, чья внутренняя орга­низация и управление (в особенности в частноправовой сфере или в отправле­нии религиозных обрядов, но также в системе налогообложения) следуют соб­ственным правилам.

Немногочисленное правящее меньшинство строго отделено от остального населения, которое состоит из крестьянских обществ, привязанных к земле (ино­гда — с помощью крепостного права) и вынужденных отдавать излишки своей продукции сеньорам и бюрократии. Правящие группы разделены и функцио­нируют в соответствии с корпоративными или наследственными принципами. Однако проявляется тенденция, которая ведет к увеличению внутренних разры­вов внутри господствующей группы, рассматриваемой как некое целое, а также между указанной группой и остальными частями населения. Так, церковные иерархи могут использовать при отправлении религиозных обрядов особый язык религиозных текстов, не являющийся родным ни для одного из сообществ, жи­вущих в империи (арабский язык Корана в Османской империи, к примеру). Такое духовенство не стремится приобщать индивидов к письменной культуре путем распространения связанных с ней основных технических приемов. Линг­вистический отрыв одних сообществ от других тем сильнее, чем ниже оказыва­ется пространственная мобильность населения (исключение здесь составляют профессиональные торговцы). Политическую власть не беспокоит проблема контактов с крестьянскими сообществами (многие из которых включены в им­перию благодаря захватам, как, например, в регионах Центральной Азии или Кавказа, завоеванных Османской империей), если выполнен круг определен­ных задач (сбор налогов, рекрутский набор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: