Наказания

Теперь необходимо рассмотреть меры наказания, которые упоминаются в комедиях.

Прежде всего, стоит упомянуть о том, как фигуру раба оценивали с морально - этической точки зрения. Рабовладельцам необходимо было теоретическое обоснование[29] нередко жестокого обращения со своими рабами. К рабам относились, в первую очередь, как к средству производства. В римском обществе существовала некая убежденность в моральной неполноценности раба, которая базировалась на представлении о душевной низости того, кто всю жизнь служил и повиновался[30]. Возможно, из – за этого в плавтовских комедиях персонажи, которые попали в рабство, будучи пленными или украденными, обладают более благородной душой, чем те, кто являются рабами от рождения.

В комедиях можно найти множество примеров наказания для провинившихся рабов. Их били («Ослы», 668), закованных в цепи, отправляли в деревню («Ослы», 342), посылали на тяжелую работу на мельницу(«Ослы», 35-37) и в каменоломню:

«Муки Ахерона часто видел на картинах я:

Ахерон – ничто, однако, пред каменоломням…».

(«Пленники», 998-999)

Кроме того, рабам часто приходилось носить ошейник с цепью («Пленники», 888-889).

Чаще всего, в комедиях рабы подвергаются наказанию заслуженно, за свои проступки, обусловленные дурными качествами. Так, раб из комедии «Ослы», который нередко подвергался наказаниям, с гордостью перечисляет свои «подвиги»:

«Налгал поверившему, был неверен господину,

Святую клятву нарушал с умыслом, с охотою,

То стены подкапывал, то ловлен был на краже…»

(«Ослы», 561- 563)

Тем не менее, Плавт осуждает излишнюю жестокость господ, наказывающих своих рабов. И дело тут не только в гуманном отношении комедиографа[31]. Чрезмерные наказания ожесточают рабов, делая их нечувствительными к наказаниям. Сводник Баллион из комедии «Псевдол» ругает своих рабов за их лень, которую не может даже прогнать удар хозяйского кнута:

«До того под бичом огрубели бока!

Колотить вас – себе только больше вредить,

От природы с побоями запросто вы!»

(«Псевдол», 140-143)

Итак, подводя итог данной главе, необходимо отметить, что взаимоотношения раба и господина были отмечены множеством противоречий. Раб считался собственностью своего хозяина, который был волен как награждать, так и наказывать своего раба. Высшей мерой поощрения могло стать освобождение раба. Наказания же часто бывали весьма жестоки, но считались вполне обыденным явлением для римской действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: