ЛЕКЦИЯ 16. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
Хорошо известно, что содержание подавляющего большинства уголовно-правовых терминов не получило однозначной трактовки ни в теории уголовного права, ни в практике их применения. Одним из немногих исключений является понятие ”система наказаний”, вокруг которого в отечественной юридической литературе сложилось удивительное единодушие.
Сравним два определения, появление которых в печати разделяет ровно 85 лет. Первое принадлежит С.В. Познышеву, писавшему, что система (лестница) наказаний “представляет собой совокупность карательных мер данного кодекса в их соотношении друг с другом и имеет вид перечня, в котором наказания размещаются по степени их относительной важности”[160]. Второе - сформулировано А.С. Михлиным: “Все наказания в УК образуют систему наказаний - исчерпывающий их перечень, включающий все виды наказаний в определенном порядке”[161]. Определения, во многом сходные или идентичные последнему, можно встретить в десятках других изданий, опубликованных за время, разделяющее процитированные работы.
Если сопоставить обозначенные дефиниции с философским пониманием категории “система”, то окажется, что за прошедшие десятилетия юристы не только не приблизились, но и, напротив, отдалились от него. Дело в том, что, с точки зрения философии, система трактуется как “совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство”[162]. И, если в определении С.В. Познышева имеются зачатки методологически верного подхода к определению данного понятия, то в дальнейшем система наказаний начинает полностью отождествляться с их перечнем.
Нельзя сказать, что ученые-юристы не пытались посмотреть на систему наказаний с философских позиций. Еще в прошлом веке Н.С. Таганцев определял искомое понятие как “совокупность карательных мер данного кодекса в их взаимном соподчинении или соотношении”[163]. Аналогичную позицию занимал П.П. Осипов, который подчеркивал, что “систему наказаний следует изучать во всем многообразии ее связей и опосредований, добиваясь глубокого и всестороннего проникновения в нее именно кaк в систему, а не в механический агрегат разнородных элементов”[164]. Эту же идею проводит А.Э. Жалинский, отмечая, что система наказаний “не сводится к простому перечню видов наказания”[165].
Однако единичные попытки преодолеть методологическую ущербность в понимании системы наказаний не повлияли сколь - нибудь заметным образом на состояние разработки данной проблемы ни в науке уголовного права, ни в сопредельных областях научного знания.
Несостоятельность “перечневого” подхода к системе наказаний в период действия предыдущего уголовного законодательства ярко проявилась в том, что ряд наказаний исключался из системы на формальном основании - о них не упоминалось в ст.21 УК РСФСР 1960 г.
В перечне, содержавшемся в указанной норме, отсутствовала смертная казнь, условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением осужденного к труду. Между тем, игнорирование этих видов государственного принуждения не позволяло дать объективную картину применения иных видов наказаний (в том числе, определить истинный удельный вес лишения свободы в судебной практике).
Кроме того, следует учитывать, что в перечне наказаний могут наличествовать меры, по своей социально-правовой сути наказаниями не являющиеся (прежде всего, ввиду отсутствия у них неотъемлемого качества всякого наказания - кары). Так, УК РСФСР 1922 г. относил к наказаниям условное осуждение, УК РСФСР 1926 г. - предостережение, а УК РСФСР 1960 г. - общественное порицание.
Однако главный изъян критикуемого подхода к системе наказаний заключается в том, что отсутствует возможность оценить, насколько существующие в настоящее время наказания взаимодополняют друг друга и способны ли они к взаимозаменяемости.
Взаимозаменяемость наказаний представляется особенно важным свойством, поскольку каждое наказание должно обеспечить реализацию двух главных принципов уголовного права, находящихся в диалектическом противоречии. Во-первых, это принцип справедливости, требующий всемерной защиты приоритетных для российского общества институтoв (личности, собственности, окружающей среды, конституционного строя и др.), во-вторых., принцип гуманизма (или как его еще называют - экономии репрессии), побуждающий суд назначать виновному предельно мягкое, щадящее его интересы наказание.
Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство далеко не всегда может обеспечить гармоническое сочетание этих принципов как раз в силу нарушения системности соответствующих норм.
Сказанное позволяет определить систему наказаний как совокупность предусмотренных уголовным законом видов государственного принуждения, которые находятся в отношениях взаимосвязи, взаимозависимости и взаимозаменяемости, способны обеспечить достижение целей кары (восстановления социальной справедливости),
общего и специального предупреждения, а также исправления преступника, назначаются судом за конкретные преступления, исходя из принципов уголовного права.
Именно такой подход к системе наказаний позволяет дать наиболее полную и объективную оценку ее реконструкции, предпринятой законодателем в 90-е гг. XX века.
Следует отметить, что эта реконструкция началась задолгодо принятия УК. РФ 1996г. и выразилась в изъятии из системы наказаний таких видов, как условное осуждение к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, ссылка, высылка и направление в воспитательно-трудовой профилакторий (Законы РФ от 18 февраля и 29 апреля 1993 г.).
Этот шаг был опрометчивым и игнорировал реальные и потенциальные возможности перечисленных наказаний. Достаточно сказать, что еще в 1992 г. с применением ст. 24 УК РСФСР (т. е. условно с обязательным привлечением к труду) было осуждено 39174 чел.. или 6,3 % всех осужденных (по официальной статистике в их число включаются и условно осужденные с испытательным сроком, хотя, как отмечалось, такая мера наказанием ни юридически, ни фактически не является)[166]. Многие сотни тысяч осужденных находились в режиме полусвободы, будучи освобожденными из исправительно-трудовых колоний в порядке ст. 53 УК РСФСР 1960 г.
В последующие годы данные категории осужденных стали подвергаться лишению свободы или приговариваться к неадекватно мягким наказаниям. То и другое приводило к отрицательным криминологическим последствиям.
Уже через три года законодатель попытался исправить допущенную ошибку, реанимировав рассматриваемые наказания под новым названием “ограничение свободы” (ст. 53 УК РФ). Однако за это непродолжительное время была полностью уничтожена соответствующая инфраструктура, растрачен кадровый потенциал, необходимый для реализации данного наказания. Поэтому государство вынуждено отсрочить реальное применение ограничения свободы до 2001 г.
Еще более драматично сложилась судьба таких наказаний, не связанных с изоляцией от общества, как ссылка и высылка.
Оба эти наказания, в первую очередь, так называемая “колонизационная” ссылка, имеют многовековую историю применения и во многих странах мира, и в России[167]. Однако с начала 70-х гг. в советской уголовно-правовой литературе они, прежде всего ссылка, часто стали получать негативную оценку[168].
Аргументы противников ссылки сводились к тому, что ссылка: 1) неэффективна, т. к. среди отбывших ее лиц уровень рецидива выше, чем среди осужденных к исправительным работам; 2) ведет к разрушению социальных связей осужденного; 3) очень редко применяется судами; 4) неудовлетворительно исполняется.
Эти доводы можно опровергнуть, если принять во внимание, что, во-первых, более высокий уровень рецидива сам по себе не может свидетельствовать о недостаточной эффективности того или иного наказания, поскольку, в частности, к ссылке приговаривались более злостные преступники, нежели к исправительным работам. Во-вторых, разрушение социальных связей преступника в ряде случаев не только не свидетельствует об ущербности данного вида наказания, но и весьма желательно, так как эти связи могут быть криминогенными (в этом, кстати, и заключается главное назначение ссылки). В-третьих, редкое назначение судами ссылки объяснялось как недооценкой карательного и воспитательного потенциала ссылки, так и несовершенством действовавшего уголовного закона. Наконец, недостатки в исполнении ссылки могли быть устранены без ее ликвидации как вида наказания.
В тот же период и несколько позднее ряд ученых призывали законодателя не только сохранить ссылку (как и высылку) в системе наказаний, но и значительно расширить сферу ее применения за счет лишения свободы[169]. При этом отнюдь не упускались из вида негативные свойства ссылки которые обнаружились еще в 19 в. Так, Ф. Энгельс по поводу ссылки в Австралию писал: “Трудно придумать более жестокие и гнусные наказания… которые с систематической последовательностью губят жертву закона физически, духовно и морально и доводят ее до скотоподобного состояния. Сосланный преступник попадает в такую бездну деморализации, отвратительного скотства, что человек с наилучшими задатками должен пасть там в течении шести месяцев…”[170].
Вместе с тем, не следует забывать, что и Австралия, и российские Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток были освоены человечеством в значительной степени именно за счет ссыльных, а также беглых (по существу добровольно или принудительно себя сославших) преступников.
Изъятие ссылки и высылки из арсенала уголовно-правовых мер без адекватной замены породило для России проблему. В условиях невиданного расцвета транснациональной организованной преступности и резкого повышения криминальной активности иностранных граждан, прежде всего из стран ближнего зарубежья, государство решилось действенных инструментов пресечения межрегиональных преступных связей и миграции профессиональных преступников. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что в 1995г. в России иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 32258 преступлений (из них 23120- гражданами СНГ)[171]. К регионам с наибольшей активностью преступников иностранцев и лиц без гражданства относятся Москва и Санкт-Петербург, Краснодарский и Приморский края, а также Ростовская область.
Аналог для возможного законодательного решения обозначенной проблемы содержится в ч. 1 ст. 131-30 УК Франции: ”В случаях, когда это предусмотрено законом, в отношении любого иностранца, виновного в преступлении или проступке, может быть назначено наказание в виде запрещения находиться на французской территории, окончательно или на срок не более десяти лет”[172].
Безусловно, ссылка и высылка с успехом могли бы применяться и к российским правонарушителям.
Что касается мер, вошедших в действующую систему наказаний, то их анализу посвящены следующие разделы настоящей работы. При этом все эти наказания можно разделить на две большие группы - связанные и не связанные с изоляцией от общества[173].