Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

(1) Постановление от 11 марта 1996 года № 7-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 14. Ст. 1550)

Правовые категории в Постановлении: право каждого на благоприятную окружающую среду; гарантии социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации; равенство всех перед законом и судом.

Заявитель: гражданин В. С. Корнилов (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: положение Закона РФ, согласно которому только на граждан (включая детей), эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов, распространено действие Закона РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 года.

Позиция заявителя: весь пункт 3 статьи 1 оспариваемого Закона не соответствует Конституции РФ.

Итоговый вывод решения: оспариваемое положение не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1) и 42, как исключающее распространение Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 18 июня 1992 года) на граждан, эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации.

Мотивы решения. Конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства принимать достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах.

Гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья должны быть не только направлены на возмещение ущерба здоровью или имуществу, причиненного экологическим правонарушением, но могут включать и комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы такого возмещения.

Истолкование правоприменителями оспариваемой заявителем нормы сузило круг лиц, которые подлежали защите как пострадавшие от аварии, поскольку ввело установление необоснованных и несправедливых различий между теми пострадавшими вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, которые были эвакуированы из указанных в Законе населенных пунктов, и теми лицами, которые были лишь переселены в их пределах.

Оспариваемая норма не защищает в равной мере всех лиц, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

(2) Постановление от 1 декабря 1997 года № 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”»

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 50. Ст. 5711)

Правовые категории в Постановлении: право на благоприятную экологическую среду; возмещение государством вреда, причиненного здоровью; пенсионное обеспечение; пенсии по инвалидности; статус органов государственной власти субъектов РФ; осуществление контрольных функций органами государственной власти; гарантии права частной собственности.

Заявители: Президент РФ (в порядке части 2 статьи 125 Конституции РФ), ряд граждан РФ (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года, касающиеся возмещения вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных законом денежных и других материальных компенсаций и льгот.

Позиция заявителей: оспариваемые нормы либо понижают уровень возмещения вреда в форме компенсаций, льгот и доплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо сужают круг лиц, пользующихся ими, либо отменяют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу, и потому противоречат положениям статей 10, 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3), 42, 55 (часть 2) Конституции.

Итоговый вывод решения: не соответствуют Конституции и нарушают конституционно-правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, следующие положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года:

а) условие о сдаче жилой площади по прежнему месту жительства при внеочередном обеспечении жильем граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как противоречащее статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 3) Конституции;

б) снижение размера ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям гражданам, прибывшим на территории зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения до переселения в другие районы в период с 1 января 1987 года до вступления в силу оспариваемого Закона, как противоречащее статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции;

в) лишение граждан, прибывших для постоянного проживания на территорию зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 1 января 1991 года до вступления в силу оспариваемого Закона, ежемесячных денежных компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска; уменьшение дополнительных отпусков для граждан, прибывших на территории зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения до переселения в другие районы в период с 1 января 1987 года до вступления в силу оспариваемого Закона, как противоречащее статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции;

г) ограничение права на получение денежных доплат на питание для детей, как противоречащее статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции;

д) лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, как противоречащее статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции.

Не противоречат Конституции следующие положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года:

а) новый порядок исчисления пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, так как пенсии по инвалидности законодательно возвращена ее изначальная социальная природа - быть основным и постоянным источником средств к существованию для инвалидов-чернобыльцев;

б) возложение контроля за исполнением Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов РФ, так как реализация субъектами РФ своих полномочий невозможна без осуществления контроля за исполнением на своей территории федеральных законов.

Мотивы решения. Чернобыльская катастрофа - экстраординарная техногенная авария ХХ века, приведшая к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям и являющаяся крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофой, затронувшей судьбы миллионов людей.

В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и право на жизнь, на охрану здоровья, на жилище, на имущество, на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства и другие конституционные права, ущемленные столь значительно, что вред, причиненный катастрофой, реально невосполним в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.

Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению такого вреда корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений статей 2 и 18 Конституции, а также из обязанности возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.

Указанная обязанность государства по возмещению такого вреда предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие этой катастрофы конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения радиационной безопасности и экологического благополучия исходя из целей и принципов правового и социального государства.

Вред, причиненный гражданам в результате чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению, исходя из принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения его достаточности. Государство, признавая особый характер вреда и фактическую невозможность его возмещения в обычном судебном порядке, возмещает его посредством различных денежных и других материальных компенсаций.

Признанный государством объем возмещения вреда должен соблюдаться, что не исключает права законодателя вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Вместе с тем такие решения не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан.

Учитывая тот факт, что обязанность государства возместить причиненный чернобыльской катастрофой вред реализуется в сфере конституционно-правовых отношений, государство должно обеспечить гражданам гарантированную стабильность при реализации им права на возмещение вреда, которая по своему уровню не должна быть меньшей, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства.

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу статьи 42 Конституции РФ, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или общественно полезной деятельности. Пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой, носят характер трудовых пенсий, и им не может придаваться не свойственное их социально-правовой природе значение - быть выплатой, возмещающей вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Особые мнения по данному делу представили судьи Н. В. Витрук, Т. Г. Морщакова.

(3) Постановление от 19 июня 2002 года № 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 27. Ст. 2779)

Правовые категории в Постановлении: право на благоприятную экологическую среду; возмещение государством вреда, причиненного здоровью; институт минимального размера оплаты труда; право на судебную защиту; принцип равенства всех перед законом и судом; принцип уважения достоинства личности; принцип правовой определенности и стабильности правовых отношений; однозначность правовых норм.

Заявители: Верховный Суд РФ (в порядке части 2 статьи 125 Конституции РФ), Октябрьский районный суд города Краснодара, Международная Ассоциация Союзов «Чернобыль-Атом», региональная благотворительная общественная организация инвалидов и пенсионеров-чернобыльцев Министерства топлива и энергетики РФ («Чернобыльцы Минтопэнерго»), Гагаринская районная организация Союз «Чернобыль» (город Москва), 58 граждан (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: взаимосвязанные положения оспоренных Законов, касающиеся возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты труда.

Позиция заявителей: оспариваемые положения снижают уровень социальных гарантий по сравнению с установленным ранее, нарушают принципы справедливости и равенства, умаляют права и свободы человека и гражданина и не соответствуют статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 31, 35, 39, 42, 45 (части 1 и 2), 46, 53, 54 (часть 1) и 55 Конституции.

Итоговый вывод решения: не соответствуют Конституции, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения, устанавливающие ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ и не предусматривающие при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носящие неопределенный характер.

Не соответствуют Конституции, ее статьям 42 и 55 (часть 2), следующие положения:

- ограничивающие максимальным размером (10 000 руб.) исчисленные из заработка суммы ранее назначенного возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении;

- предусматривающие возмещение вреда гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы (без установления инвалидности), в одинаковой для всех твердой сумме (250 руб.), в той мере, в какой ею допускается снижение ранее установленного размера ежемесячной денежной компенсации.

Соответствуют Конституции следующие положения:

- устанавливающие переход на твердые суммы возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации ее последствий;

- не предоставляющие инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия;

- об исчислении сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка безотносительно к зонам радиоактивного загрязнения для тех инвалидов-чернобыльцев, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца;

- о компенсационных выплатах в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении указанных граждан;

- устанавливающие переход на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ;

- предоставляющие возможность получения ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном из заработка, лицам, получавшим до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”» возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, а также семьям, получавшим до вступления в силу названного Федерального закона выплаты в связи с потерей кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой.

Мотивы решения. Конституционный Суд развил в данном Постановлении свои правовые позиции о конституционной обязанности государства возместить вред, причиненный в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, причем с максимально возможным использованием имеющихся средств, о недопустимости более низкого уровня возмещения вреда, чем в сферах других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, и др. (см.: Постановление от 1 декабря 1997 года № 18-П).

Особое внимание обращено на порядок, механизмы и особенности возмещения вреда, причиненного в результате чернобыльской катастрофы.

Законодатель обязан использовать эффективные правовые механизмы возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен. Размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом – не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности.

Федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда и переходить к новым способам, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда и обязан соблюдать требования, вытекающие из принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений, исходя из которых государство должно стремиться обеспечить достойную жизнь этих граждан.

Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан.

Закрепленное Конституцией право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, обеспечивается также возможностью его судебной защиты, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Возможность выплаты дополнительных сумм по судебному решению повышает гарантии защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы. Государство должно обеспечить надлежащее финансирование таких судебных решений, поскольку возмещение вреда указанной категории лиц осуществляется из федерального бюджета, - в противном случае отрицался бы общепризнанный правовой принцип, согласно которому исполнение решения суда является неотъемлемой частью доступа к правосудию.

Конституционно-правовая природа института минимального размера оплаты труда предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание минимальному размеру оплаты труда более широких функций (в том числе использование его в качестве норматива при расчетах платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями) не согласуется с конституционно-правовой природой этого института.

Международно-правовые документы, использованные в Постановлении: решение Европейского Суда по правам человека от 18 апреля 2002 года по делу «Бурдов против России», согласно которому государство не вправе ссылаться на недостаток денежных средств как на причину невыплаты долга по судебному решению.

Особое мнение по данному делу представил судья Н. В. Витрук.

(4) Постановление от 20 декабря 2010 года № 21-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”»

(Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 52 (ч. I). Ст. 7214)

Правовые категории в Постановлении: возмещение вреда; социальная защита; пенсия по инвалидности; принцип равенства.

Заявители: гражданин И. В. Рузайкин (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”» в той мере, в какой в правоприменительной практике они воспринимаются как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Позиция заявителей: оспоренное положение противоречит статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39, 42, 45, 53 и 55 Конституции РФ, так как по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, не позволяет инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, которые в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года № 18-П приобрели право на возмещение вреда здоровью со 2 июня 1998 года, но обратились за назначением соответствующей ежемесячной денежной компенсации только после 15 февраля 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ), реализовать данное право в таком же объеме, как лицам, ранее уже получавшим возмещение вреда.

Итоговый вывод решения: часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”» не противоречит Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Мотивы решения. Согласно Конституции РФ (статья 42) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данному праву корреспондирует обязанность Российской Федерации обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф (статьи 1, 2, 7, 18 и 53 Конституции РФ), что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности (часть 1 статьи 21 Конституции РФ).

В целях реализации принятых на себя государством обязательств Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года № 3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих. Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно – пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был внесен ряд изменений и дополнений. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона РФ в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности. Однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась.

Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции РФ, Конституционный Суд РФ исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы (см.: Постановление от 1 декабря 1997 года № 18-П).

Изменения были внесены в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ. В данном Федеральном законе использован новый подход к определению размеров возмещения вреда: так, если до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности. При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2).

Как видно из правоприменительной практики, сложившейся до принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, суды общей юрисдикции, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года № 18-П, выносили решения об удовлетворении требований инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, которые получают пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, об установлении им денежных сумм возмещения вреда здоровью, исчисленных исходя из денежного довольствия (на что их ориентировал и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14 декабря 2000 года № 35). Регулирование же, установленное Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, рассматривается судами общей юрисдикции как не допускающее после 15 февраля 2001 года установление указанным лицам ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия, поскольку они считаются впервые обратившимися за ее назначением и, следовательно, имеющими право на ее получение в твердом размере.

Между тем статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001–2003 годов – определяться Правительством РФ.

Во исполнение этого предписания постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 года № 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы. Данный нормативный правовой акт не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью – в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607).

Тем самым было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия.

(5) Постановление от 7 февраля 2012 года № 1-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”»

(Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 8. Ст. 1086)

Правовые категории в Постановлении: право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, социальное государство, равенство перед законом.

Заявитель: гражданин В. В. Авдонин (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”», согласно которой гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью, выплачивается ежемесячная денежная компенсация; в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

Позиция заявителей: оспариваемые положения в той части, в которой они не предоставляют получающим пенсию за выслугу лет лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и до вступления данного Федерального закона в силу признанным инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации, право на соответствующую ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размерах, исчисленных исходя из денежного довольствия указанных лиц с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, на равных условиях с инвалидами-чернобыльцами из числа военнослужащих, противоречат Конституции РФ, ее статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.

Итоговый вывод решения: соответствуют Конституции РФ: положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”», поскольку не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, получающих пенсию за выслугу лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и до вступления данного Федерального закона в силу признанным инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации, право на соответствующую ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размерах, исчисленных исходя из денежного довольствия указанных лиц с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, на равных условиях с инвалидами-чернобыльцами из числа военнослужащих, противоречат Конституции РФ, ее статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.

Мотивы решения. Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Осуществляя правовое регулирование, которым определяются правила возмещения вреда, причиненного воздействием радиации в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель связан конституционными принципами справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из них равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, а также обязан учитывать, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в данной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (см.: постановления от 3 июня 2004 года № 11-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П и от 10 ноября 2009 года № 17-П).

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ для граждан, получавших до его вступления в силу возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, была закреплена специальная гарантия: в случае, если размер компенсации, установленный в зависимости от группы инвалидности, не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (часть первая статьи 2).

Такое правовое регулирование, направленное на обеспечение стабильности правового статуса лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы, должно было, как того требуют конституционные принципы равенства и справедливости, распространяться на всех граждан, получавших возмещение вреда по Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Между тем указанные положения рассматривались судами общей юрисдикции как не допускающее после 15 февраля 2001 года установление, в частности, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом РФ в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия, поскольку они считались впервые обратившимися за ее назначением и, следовательно, имеющими право на ее получение в твердом размере.

Применительно к данной категории граждан Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 21-П указал, что положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» не могут рассматриваться как препятствующие назначению им ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью.

Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и, следовательно, приравниваются по своему положению к положению военнослужащих и имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

(6) Постановление от 24 октября 2012 года № 23-П по делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

(Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 45. Ст. 6313)

Правовые категории в Постановлении: равенство перед законом, право на благоприятную окружающую среду.

Заявитель: гражданка Т. С. Чаплыгина (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ежемесячные денежные компенсации в размерах 20 руб. и 80 руб. (с 1 января 2012 года соответственно 44,58 руб. и 178,3 руб.) и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней предоставляются при условии постоянного проживания (работы) в указанной зоне до 2 декабря 1995 года.

Позиция заявителей: оспариваемые положения, позволяя правоприменительным органам обусловливать предоставление гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска фактом их проживания на территории данной зоны по состоянию на 2 декабря 1995 года, безотносительно к факту их постоянного проживания на этой территории до указанной даты (в том числе со дня аварии на Чернобыльской АЭС), и сужая тем самым круг лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, нарушают принцип равенства и тем самым противоречат статье 19 (части 1 и 2) Конституции РФ.

Итоговый вывод решения: не соответствуют Конституции РФ положения пунктов 1, 2 и 4 части второй статьи 19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в той мере, в какой эти положения препятствуют предоставлению ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства.

Мотивы решения. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1, 3 и 13).

Определяя условия проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, названный Закон Российской Федерации в качестве основного показателя, обусловливающего необходимость проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда, использует уровень дозы облучения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в зависимости от радиационной обстановки и с учетом других факторов подразделяет эти территории на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 1 статьи 6 и часть вторая статьи 7); при этом в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, предусматривается создание хозяйственно-экологической структуры, обеспечивающей улучшение качества жизни населения выше среднего уровня и компенсирующей отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер (статья 11), а для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории этой зоны, – система мер социальной поддержки (пункты 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 и статья 19).

Такое основание предоставления отдельных мер социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, как постоянное проживание (работа) на этой территории, первоначально не предусматривалось, – оно было введено Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ. Поскольку при этом право на ежемесячные денежные компенсации и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск было обусловлено фактом постоянного проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, граждане, прибывшие для постоянного проживания на территорию такой зоны в период с 1 января 1991 года по 2 декабря 1995 года (даты вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), оказались лишенными данного права, притом что ранее указанные меры социальной поддержки предоставлялись им безотносительно к факту постоянного проживания или работы в этой зоне.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года № 18-П (подпункт «в» пункта 1 резолютивной части) абзацы второй, третий, четвертый и шестой подпункта 2 пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, как лишающие граждан, прибывших для постоянного проживания на территорию зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период с 1 января 1991 года до его вступления в силу, ежемесячных денежных компенсаций и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, были признаны не соответствующими статьям 42 и 55 (часть 2) Конституции РФ. При этом Конституционный Суд РФ указал, что при уточнении критериев дифференциации и адресности предоставления компенсаций и иных мер социальной поддержки, направленных в том числе на компенсацию отрицательного воздействия психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и ее последствиями, законодатель обязан учитывать существующую радиационную обстановку, включая обоснованность статуса соответствующих территориальных зон, и был вправе понизить объем выплат, связанных с проживанием и работой на загрязненных радиацией территориях, только в отношении лиц, приезжающих в эти местности после вступления данного Федерального закона в силу.

В правоприменительной практике требование о постоянном проживании в оговоренной зоне рассматривается как дающее право на соответствующие меры социальной поддержки только тем гражданам, кто постоянно проживал (работал) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по состоянию на 2 декабря 1995 года, то есть факт постоянного проживания (работы) на этой территории до 1 января 1991 года, с которым положения статьи 19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ связывали это право, во внимание не принимается.

Такое толкование указанных законоположений ставит граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 года, но покинули ее до 2 декабря 1995 года и впоследствии (после 2 декабря 1995 года) вернулись туда на постоянное место жительства, в худшие условия с точки зрения объема предоставляемой им социальной поддержки.

Вопросы выявления конституционно-правового смысла статьи 42 Конституции РФ также затрагивались Конституционным Судом РФ в Постановлениях:(1)от 14 мая 2009 года № 8-П; (2) от 7 ноября 2012 года № 24-П; (3) от 1 апреля 2014 года № 9-П.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: