Статья 45 Мотивы решения

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

(1) Постановление от 21 ноября 2002 года № 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»

(Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 48. Ст. 4829)

Правовые категории в Постановлении: признаки правового государства; основания лишения лица статуса вынужденного переселенца; защита прав и свобод человека и гражданина как конституционная обязанность государства; конституционно-правовые принципы уголовной ответственности; право вынужденных переселенцев на жилище.

Заявитель: гражданин М. А. Мкртычан (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: положение подпункта 1 пункта 3 статьи 9, согласно которому федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно осуждено по вступившему в законную силу приговору суда за совершение преступления; производство по делу в отношении абзаца первого пункта 6 статьи 9 прекращено, так как нет оснований полагать, что применение указанной нормы привело к нарушению права заявителя.

Позиция заявителя: осуждение лица, имеющего статус вынужденного переселенца, по приговору суда за совершение преступления не должно приводить к лишению его этого статуса и как следствие - к лишению права на жилище, предоставленное ему как вынужденному переселенцу.

Итоговый вывод решения: положение подпункта 1 пункта 3 статьи 9 Закона не соответствует Конституции РФ, ее статьям 2, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3).

Мотивы решения. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечивать безопасность граждан, охрану и защиту их прав и интересов, эффективное восстановление в правах и иным образом реализовывать принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Указанный принцип включает в себя конституционную обязанность РФ в случаях, когда в каком-либо субъекте РФ возникают экстраординарные ситуации, связанные в том числе с нарушениями режима правовой безопасности, с которыми государство не смогло своевременно справиться, и вынуждающие проживающих на его территории граждан РФ вопреки своей воле покидать места постоянного жительства, обеспечить им посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условия для ресоциализации и восстановления нарушенных прав. Соответственно, такие граждане вправе рассчитывать на применение к ним специальных мер защиты, обусловленных юридической природой данной обязанности государства.

Законодатель вправе установить меры юридической ответственности за злоупотребление вытекающими из статуса вынужденного переселенца правами, однако так как эти меры представляют собой ограничения прав и свобод граждан, то они в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ могут быть предусмотрены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу оспариваемого положения, лишение гражданина статуса вынужденного переселенца в случае осуждения его за совершение преступления означает, что государство в одностороннем порядке отказывается от ранее состоявшегося официального признания гражданина вынужденно покинувшим место жительства и как следствие – от исполнения обусловленных этим статусом обязанностей по обустройству такого гражданина и содействию в восстановлении его прав и законных интересов.

Подобные последствия как результат лишения гражданина статуса вынужденного переселенца в связи с осуждением за совершенное преступление, то есть по признаку судимости, не предусмотрены уголовным законодательством. Такая мера оформляется решением органа миграционной службы, то есть применяется в административном порядке, а не в порядке уголовного судопроизводства, выступая, по сути, в качестве дополнительной меры ответственности, которая применяется за сам факт осуждения лица за совершение преступления. Но в соответствии с общими принципами уголовной ответственности и ее конституционно-правовыми критериями, конкретизированными в Уголовном кодексе РФ, наказание за совершение преступления может быть назначено только в том случае, если оно предусмотрено уголовным законом, только по приговору суда и в соответствии с требованиями справедливости и соразмерности содеянному. Недопустимо связывать с уголовным осуждением такие правовые последствия, которые по своей сути являются дополнительной карой и при этом выходят за рамки наказания, определенные Уголовным кодексом РФ.

Указанное не исключает для законодателя возможности предусмотреть ситуации, когда статус вынужденного переселенца, обусловленные им права и гарантии не могут быть реализованы и утрачиваются, если пребывание в этом статусе несовместимо с характером совершенного деяния и назначенного наказания.

(2) Постановление от 21 мая 2013 года № 10-П по делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

(Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 22. Ст.2861)

Правовые категории в Постановлении: состояние невменяемости, неотъемлемые права человека.

Заявители: гражданин С. А. Перов (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ), мировой судья судебного участка № 43 г. Кургана В. Г. Зайцева.

Предмет рассмотрения: взаимосвязанные положения частей второй и четвертой статьи 443 УПК РФ, на основании которых суд, осуществляющий производство о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости и по своему психическому состоянию представляющего опасность, выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера, если совершенное деяние отнесено к преступлениям небольшой тяжести, и направляет копию постановления о прекращении уголовного дела в орган здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи, в психиатрический стационар.

Позиция заявителей: часть вторая статьи 443 УПК РФ нарушает права заявителя, гарантированные статьями 17, 18, 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 52 Конституции РФ, так как ее положения не обеспечивают государственную защиту достоинства личности, жизни и здоровья потерпевших, поскольку допускают отказ от принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством и совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, несмотря на сохраняющуюся общественную опасность этого лица, что может повлечь новые аналогичные или более тяжкие действия с его стороны. По мнению мирового судьи, оспариваемые им нормы, обязывая суд вынести постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера без учета существенных обстоятельств дела, не согласуются с требованиями справедливости и соразмерности в регулировании общественных отношений, исключают в соответствующей части исполнение обязанности государства защищать права и свободы граждан, обеспечивать законность и правопорядок, а значит, противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 21 (часть 1), 45 (часть 1), 52, 55 (части 1 и 3), 71 (пункты «в», «о») и 72 (пункт «б» части 1) Конституции РФ.

Итоговый вывод решения: признать взаимосвязанные положения частей второй и четвертой статьи 443 УПК РФ не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21, 41 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2), 52 и 123 (часть 3), в той мере, в какой они исключают для суда возможность назначить принудительные меры медицинского характера лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, и при этом по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или окружающих.

Мотивы решения. Конституция РФ относит к числу неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека право каждого на жизнь, защиту своей чести и доброго имени, право на личную неприкосновенность, исключающее незаконное – как физическое, так и психическое – воздействие на человека и, соответственно, не допускающее насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 2; часть 1 статьи 20; часть 2 статьи 21; часть 1 статьи 22; часть 1 статьи 23; часть 1 статьи 41).

Реализация указанных конституционных прав предполагает обязанность государства осуществлять комплекс мер, обеспечивающих не только безопасность личности от преступных и иных общественно опасных посягательств, но и получение гражданами необходимой медико-социальной помощи с учетом права каждого свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения. Отсутствие соответствующих правовых гарантий означало бы недопустимое вмешательство государства в сферу индивидуальной свободы, которая может быть ограничена только в порядке, определенном статьей 55 (часть 3) Конституции РФ.

Одним из случаев такого ограничения является наличие у лица психического расстройства, обусловливающего непосредственную опасность для него или окружающих, о существовании которой свидетельствует, в частности, совершение им общественно опасного деяния, содержащего совокупность объективных признаков преступления. Возможность ограничения прав этих лиц допускается утвержденными Генеральной Ассамблеей ООН Принципами защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, а также практикой Европейского Суда по правам человека.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в его решениях, Конституция РФ обязывает законодателя к установлению таких уголовно-процессуальных механизмов, которые в максимальной степени упрощали бы жертвам преступлений доступ к правосудию с целью восстановления своих прав и получения необходимой компенсации (см.: постановления от 8 декабря 2003 года № 18-П и от 16 октября 2012 года № 22-П); выбор конкретных правовых средств и способов, с помощью которых могут быть защищены права потерпевших, осуществляется исходя из того, что в силу статей 19 (часть 1) и 52 Конституции РФ права на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного преступлением ущерба должны обеспечиваться всем потерпевшим в равной мере (см.: постановления от 15 января 1999 года № 1-П и от 24 апреля 2003 года № 7-П).

Государство обязано принимать такие необходимые и достаточные меры (способы) защиты общественной безопасности, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, которые минимизировали бы последствия общественно опасных посягательств, приводили бы к сокращению числа их жертв, предупреждению преступных посягательств на права и интересы личности и вместе с тем – в силу неотчуждаемости основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения – не допускали бы какого бы то ни было умаления этих прав, в том числе в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами (см.: Постановление от 20 ноября 2007 года № 13-П, Определение от 3 июля 2008 года № 612-О-П).

Из принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом (статьи 1, 18 и 19 Конституции РФ) вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания правовой нормы (см.: постановления от 15 июля 1999 года № 11-П и от 27 мая 2003 года № 9-П).

Положения УПК РФ должны быть согласованы с положениями УК РФ, предусматривающими основания и цели применения принудительных мер медицинского характера, виды таких мер, продление, изменение и прекращение их применения (статьи 21, 97-102). Между тем употребление в диспозиции части второй статьи 443 УПК РФ разделительного союза «либо» позволяет суду рассматривать условия, при которых выносится постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера («если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию» и «если им совершено деяние небольшой тяжести»), в качестве альтернативных и при наличии любого из них отказывать в принудительном лечении, несмотря на то что УК РФ такое условие для отказа от применения принудительных мер медицинского характера, как совершение деяния небольшой тяжести, не предусмотрено. Это приводит к отступлению от реализации конституционно значимых задач охраны прав и свобод человека и гражданина, предупреждения преступлений, препятствует достижению целей применения принудительных мер медицинского характера.

Таким образом, дефектность части второй статьи 443 УПК РФ, ее несогласованность как с другими положениями данного Кодекса, так и с положениями УК РФ, порождают неопределенность, которая не позволяет единообразно понимать и толковать правовые нормы, создает противоречивую правоприменительную практику, что приводит к нарушению конституционного принципа равенства, ставит под угрозу неприкосновенность личности, ее честь и достоинство, право на жизнь и охрану здоровья.

В системе действующего правового регулирования лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние небольшой тяжести в состоянии невменяемости, освобождается от принудительных мер медицинского характера во всех случаях, в том числе если свойство обусловленной психическим заболеванием общественной опасности им не утрачено.

Таким образом, положения частей второй и четвертой статьи 443 УПК РФ, расширяя границы уголовно-правового бездействия относительно возможности применения принудительных мер медицинского характера к лицам, уже совершившим в состоянии невменяемости деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, и по своему психическому состоянию представляющим опасность для себя или окружающих, сводя указанную возможность лишь к случаям совершения посягательств средней тяжести и выше, не позволяют суду в полной мере осуществлять отправление правосудия и применять уголовный закон в соответствии с его целями, оставляя таких лиц без необходимой и своевременной медицинской помощи, что не только не способствует улучшению их психического состояния, но и, напротив, может его усугубить, и лишая уже пострадавших от деяний небольшой тяжести, равно как и потенциальных потерпевших от их деяний государственной и судебной защиты от общественно опасных и противоправных посягательств. Тем самым нарушаются защищаемые Конституцией РФ и не подлежащие ограничению права на охрану достоинства личности и личную неприкосновенность, а также право на охрану здоровья, что должно расцениваться как ограничение обусловленных потребностью в безопасности естественных неотчуждаемых прав человека и гражданина, реализация которых гарантируется статьями 18, 21, 22 (часть 1), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 52 Конституции РФ.

Положения части второй статьи 443 УПК РФ, обязывая суд отказывать в применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние небольшой тяжести, но по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или других лиц, не только заведомо предопределяют решение суда, но и, по существу, делают бесполезным (бессмысленным) судебное разбирательство с точки зрения защиты как прав и законных интересов потерпевших в связи с угрожающей им опасностью повторных посягательств со стороны лица, уже совершившего в состоянии невменяемости деяние, запрещенное уголовным законом, так и прав и законных интересов лиц, по своему психическому состоянию представляющих опасность для себя или окружающих, а потому нуждающихся в лечении, хотя и принудительном.

Тем самым – вопреки требованиям Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту и обязывающей государство обеспечить всем потерпевшим в равной мере доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда (см.: постановления от 3 мая 1995 года № 4-П, от 2 февраля 1996 года № 4-П, от 16 мая 1996 года № 12-П, от 15 января 1999 года № 1-П), - умаляются права потерпевших от запрещенных уголовным законом деяний небольшой тяжести, которые оказываются в неравном положении с потерпевшими от посягательств, относящихся к средней или большей категории тяжести, совершенных лицами в состоянии невменяемости. Нарушаются указанные требования и в отношении лиц, совершивших в состоянии невменяемости запрещенные уголовным законом деяния, отнесенные к категории небольшой тяжести, поскольку фактически суд отказывает им в необходимой и своевременной, хотя и принудительной, медицинской помощи, не защищает их от собственного общественно опасного поведения и возможного воздействия иных лиц, что приводит к недопустимому ограничению их прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, на судебную защиту, на защиту достоинства личности, личную неприкосновенность.

Особое мнение по данному делу представил судья Г. А. Гаджиев.

Вопросы выявления конституционно-правового смысла статьи 45 Конституции РФ также затрагивались Конституционным Судом РФ в Постановлениях: (1)от 2 февраля 1997 года № 4-П; (2) от 2 июля 1998 года № 20-П; (3) от 29 июня 2004 года № 13-П; (4) от 20 апреля 2006 года № 4-П; (5) от 23 января 2007 года № 1-П;(6)от 20 ноября 2007 года № 13-П; (7) от 18 июля 2012 года № 19-П.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: