Описать предметную область и для нее составить информационно - логическую модель

Рассмотрим работу отдела по продаже какой-либо продукции. Продавец-консультант хочет иметь информацию о наличии товара, его характеристиках, фирме-производителе, фирме-поставщике, об имеющихся моделях товара на сегодняшний день.

Предметная область определена: отдел продаж и автоматизация работы продавца-консультанта. Круг задач также определен.

Отдел по продаже: модели товара;

наличие товара;

поставщики;

производители;

продажа товара;

сотрудники.

Информационно – логическая модель:

Информационно-логическая модель содержит все объекты рассматриваемой предметной области и связи между ними, которые необходимы для решения поставленной задачи.

На схеме информационно-логической модели каждый объект изображается в виде прямоугольника. Каждый объект обязательно должен иметь имя (располагается вверху прямоугольника и отделяется горизонтальной линией).

Ниже этой линии перечисляются атрибуты объекта. Каждый объект обязательно должен иметь первичный ключ. Первичный ключ – это атрибут или совокупность атрибутов, уникальным образом определяющих поля объекта. Первичные ключи на информационно-логической модели должны быть выделены, например, жирным шрифтом. Если нет первичных ключей, то нет возможности говорить о типах связей между объектами.

Каждый объект должен иметь хотя бы одну связь. Связи между объектами устанавливаются по аналогии со связями в реальной предметной области. Поля, по которым устанавливаются связи, называются внешним ключом.

Связь между объектами устанавливается не произвольным образом, а по полям, одинаковым по смыслу, по типу и размеру данных. При этом имена полей в разных объектах могут различаться.

На приведенной ниже схеме, например, продажу товара осуществляет продавец-консультант, поэтому объект Продажа содержит атрибуты Артикул и Продавец-консультант. Информацию о товарах содержит объект Модели товара, поэтому соединяем объекты Продажа и Модели товара по атрибуту Артикул. Аналогично, информацию о продавцах содержит объект Сотрудник, поэтому соединяем объекты Сотрудник и Продажа по атрибуту продавец-консультант. Отметим, что в объекте Продажа атрибут имеет имя Продавец-консультант, а в объекте СотрудникТабельный номер, но по смыслу эти атрибуты идентичны.

Для установления типа связи можно руководствоваться анализом реальной предметной области. Например, один продавец может продавать различные товары, а также один товар может быть продан разными продавцами. Связь между объектами Модель товара и Сотрудник осуществляется через объект Продажа. Поэтому связь между объектами Модель товара и Продажа имеет тип «один – ко – многим» и связь между объектами Сотрудник и Продажа также имеет тип «один – ко – многим».

Для определения типа связи существуют следующие правила:

- если соединяются два первичных ключа, то связь имеет тип «один – к – одному»;

- если соединяется первичный ключ с внешним, то связь имеет тип «один – ко – многим», где «один» - на стороне первичного ключа;

- если соединяется простой первичный ключ с составным, то связь имеет тип «один – ко – многим», где «один» - на стороне простого первичного ключа;

- если соединяются два составных первичных ключа, то связь имеет тип «один – ко – многим», где «один» - на стороне того составного ключа, который состоит из меньшего числа атрибутов.


n
 
n
 
Поставщик Код фирмы-поставщика Наименование Контактный телефон Адрес Производитель
 
 
Сотрудник Табельный номер ФИО продавца телефон
Продажа Номер чека Артикул Дата продажи Продавец-консультант
Производитель Код фирмы-производителя Дата производства Артикул Наименование Телефон
Наличие товара Артикул Название Количество Цена Поставщик
 
Модель товара Артикул Тип Марка Качество Гарантия Доставка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: