| Передача | Окружная скорость v (vm), м/с | |
| £5 | 5¸10 | |
| Цилиндрическая прямозубая | ||
| Цилиндрическая косозубая | ||
| Коническая прямозубая | - | |
| Коническая с круговыми зубьями |
Силовые открытые цилиндрические и конические зубчатые передачи выполняют обычно по 9-ой степени точности (v £ 2 м/с).
Кнb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца при расчёте на контактную выносливость.
Различают начальное значение коэффициента распределения нагрузки К°нb, имеющее место до приработки зубьев, и значение Кнb < К°нb после приработки зубьев. Для прирабатывающихся цилиндрических прямозубых и косозубых, а также прямозубых конических колёс значение Кнb определяют по зависимости:
KHb=K0Hb×(1- x)+ x (2.4)
где К°нb выбирают по табл. 2.4 в зависимости от схемы передачи рис. 2.2, твёрдости рабочих поверхностей зубьев и относительной ширины шестерни b /d1.
Для цилиндрических зубчатых колёс 
Для конических зубчатых колёс
.
x - коэффициент режима, учитывающий влияние режима работы передач на приработку прирабатывающихся зубьев:
(2.5)
Здесь Т2 - номинальный крутящий момент, по которому рассчитывают передачу; Тi, ti, ni - крутящие моменты в спектре нагрузки передачи, соответствующие им времена работы и частоты вращения. Для прирабатывающихся зубьев при постоянной нагрузке x =1, Кнb=1.
Для прирабатывающихся зубьев зубчатых колёс Кнb=К°нb. Для конических зубчатых колёс с круговыми зубьями при любом режиме нагрузки:

![]() |
Рис. 2.2. Схемы передач
Таблица 2.4
Коэффициент К°нb
| b /d1 | Твёрдость поверхности зубьев | Схема передачи на рис. 2.2 | ||||||
| 0,2 | а | 1,16 | 1,1 | 1,04 | 1,03 | 1,02 | 1,0 | 1,0 |
| б | 1,22 | 1,13 | 1,06 | 1,04 | 1,03 | 1,02 | 1,0 | |
| 0,4 | а | 1,35 | 1,22 | 1,1 | 1,06 | 1,04 | 1,03 | 1,01 |
| б | 1,43 | 1,25 | 1,12 | 1,07 | 1,05 | 1,04 | 1,02 | |
| 0,6 | а | 1,55 | 1,36 | 1,15 | 1,10 | 1,07 | 1,04 | 1,03 |
| б | 1,67 | 1,45 | 1,20 | 1,14 | 1,08 | 1,05 | 1,04 | |
| 0,8 | а | 1,9 | 1,55 | 1,23 | 1,16 | 1,11 | 1,06 | 1,04 |
| б | 2,0 | 1,7 | 1,28 | 1,2 | 1,14 | 1,08 | 1,06 | |
| 1,0 | а | 2,3 | 1,75 | 1,3 | 1,2 | 1,15 | 1,10 | 1,05 |
| б | 2,25 | 1,90 | 1,38 | 1,27 | 1,20 | 1,12 | 1,07 | |
| 1,2 | а | - | - | 1,4 | 1,26 | 1,20 | 1,13 | 1,07 |
| б | - | - | 1,48 | 1,35 | 1,25 | 1,16 | 1,08 |
Примечание: в табл. 2.4. и 2.5 твёрдость рабочих поверхностей зубьев
H2 £ HB350
и H2 £ HB350
б – H1 ³ HRC45 и H2 ³ HRC45
Кнv - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении (табл. 2.5).
Для конических зубчатых колёс с круговыми зубьями коэффициент Кнv принимают равным таковому для цилиндрических косозубых колёс с той же твёрдостью рабочих поверхностей зубьев, что и у конических колёс.
Таблица 2.5
Коэффициент Кнv
| Степень точности | Твёрдость поверхности зубьев | Окружная скорость v (vm), м/с | |||||
| а |
|
|
|
|
|
| |
| б |
|
|
|
|
|
| |
| а |
|
|
|
|
|
| |
| б |
|
|
|
|
|
| |
| а |
|
|
|
|
|
| |
| б |
|
|
|
|
|
| |
| а |
|
|
|
|
|
| |
| б |
|
|
|
|
|
|
Примечание: в числителе - прямозубые колёса, в знаменателе - косозубые колёса.







