Эффективность воспитательной цели во многом зависит от того, на сколько чётко и ясно воспитатель представляет цель воспитания.
Цель – это осознание конечного (научного) результата определённой деятельности. Исходя из общего понимания цели,
Цель воспитания – это представление, каким должен быть человек, которого нужно воспитывать.
Целям подчиняется всё: содержание, организация, формы и методы воспитания.
Цели бывают общие и индивидуальные.
Общая цель выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей.
Индивидуальная цель – это воспитание отдельного человека.
Современная педагогика выступает за единство общей и индивидуальной целей.
Цель воспитания нельзя придумать, она всегда соответствует потребностям общества, общественно – экономической формации. С изменениями, происходящими в обществе, меняется цель воспитания. Так, например, в первобытном обществе цель воспитания была одинакова для всех – выжить, т.е. вооружить человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выживания в суровой повседневной жизни.
|
|
При рабовладельческом строе воспитание стало особой функцией в государстве. Появились специальные учреждения, которые занимались воспитанием.
Цель воспитания носила военно – физический характер.
При феодализме цель воспитания имела церковно – догматический характер.
Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов: буржуазией и пролетариатом.
Характер развития производства в капиталистическом строе меняет цель воспитания, и цель воспитания включает в себя идею о всестороннем развитии личности.
Идея гармонии духовной и телесной красоты возникла ещё в античности, но она распространялась только на детей рабовладельцев, т.к. в Др.Греции рабы считались говорящим орудием труда.
В ср.века в Европе идея всестороннего развития личности была предана забвению. В силу засилия феодальной идеологии и церковной морали.
Идея всестороннего развития личности вновь возникла в Эпоху Возраждения. Мыслители ЭВ Томас Мор, Томазо Компанелла в своих трудах выдвинули идею ВРЛ соединения обучения с трудом. Идеей ВРЛ также занимались и французские просветители: Жан Жак Руссо, Денни Дидро.
Вопросы волновали и русских социал – демократов (Чернышевский и Герцин). Они высказывали идею о воспитании нового человека, но указывали, что развитие личности может осуществляться только в обществе, свободном от эксплуатации. Проблемой ВРЛ занимались Маркс, Энгельс, Крупская, Сухомлинский. В советский период в цель ВРЛ вкладывался следующий смысл: духовные богатства, моральная чистота, физическое совершенство.
|
|
Таким образом, цель всесторонне определяется потребностями развития общества и зависит от темпов социального и научно – технического прогресса, достигнутого уровня педагогической теории и практики.
Основными задачами на современном этапе являются:
- нравственное развитие личности
- формирование патриотизма и гражданственности
- развитие самосознания личности
- формирование ответственного поведения
- формирование ЗОЖ
- развитие эмоциональной личности ребёнка
- развитие чувства прекрасного
- развитие экологического сознания