Слово «система» в переводе с латинского – совокупность, целое, состоящее из частей.
Система образования – как наиболее общая педагогическая система представляет собой комплекс учебно-воспитательных заведений, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти заведения строятся и работают.
Принципы – исходные положения, на которые базируются в какой-либо деятельности.
Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе «Об образовании в Республике Беларусь».
- гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей;
- научный характер образования;
- национально-культурная основа образования;
- светский характер образования в государственных образовательных учреждениях;
- демократизм, государственно-общественный характер управления образованием;
- свобода и плюрализм в образовании;
- разнообразие форм организации обучения и воспитания в государственных учреждениях образования, учет особенностей развития и уровня подготовки обучающихся;
|
|
- преемственность и непрерывность образования;
- обязательность базового (основного) общего образования.
В настоящее время система образования в РБ представляет собой непрерывный образовательный комплекс, включающий государственные учебно – воспитательные учреждения, внешкольные государственные формы образования, негосударственные учебные заведения.
Непрерывное образование – это образование, получаемое в учреждениях образования всевозможных типов: от дошкольных до учреждений последипломного образования. Непрерывное образование во всех значениях включает самообразование.
Охарактеризуем национальную систему образования РБ в соответствии с Законом РБ «Об образовании».
Национальная система образования включает:
- участников образовательного процесса
- образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы
- учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования
- государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных и исполнительных и распорядительных органов.