Понятие о педагогике. Объект и предмет её исследования. Цели и задачи педагогики.
Каждая наука имеет свою область познания. Такой областью познания в педагогике является воспитание и обучение человека. Своё название Педагогика получила от греческого слова («пайдос» - дитя, «аго» - вести). В дословном переводе – «детоводитель». Детоводителями называли рабов, которые отводили детей рабовладельцев в школу.
Также слово Педагогика стало употребляться как «искусство вести ребёнка по жизни», т.е. воспитывать и обучать.
В последние десятилетия в педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые (наука о воспитании человека, "воспитание" –образование, обучение, развитие). Педагогика- наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.
Объектом исследования является "педагогический факт (явление)". Но ребенок, человек не исключается из внимания исследователя. В качестве объекта Педагогика имеет систему педагогических явлений, связей с его развитием. Объектом выступают явления действительности, обусловливающие развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества (образование).
Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах(семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Цель – развитие цивилизованной реализации каждого человека в жизни и развитии общества на основе научного познания пед. действительности, разработки и реализации мер по ее совершенствованию.
З адачи:
- изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе; разработка методик пед. познания;
- проведение исследований по проблемной педагогике;
- развитие пед. движения в обществе;
- педагогическое способствование становления личности граждан;
- разработка систем педагогических учреждений, методов, форм, средств по решению задач воспитания, обучения, образования;
- разработка тем разных видов воспитания.
Методы научно-педагогических исследований.
Педагогика не стоит на месте, а развивается за счёт передовой педагогической практики и за счёт научных исследований. При проведении научных исследований используются разные методы.
Метод – (с греческого «путь к чему либо») способ достижения цели, особым способом упорядоченная деятельности.
Методы исследования – это способы познания объективной реальности.
Научные методы – это способы получения информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научных теорий.
Существует несколько классификаций методов педагогического исследования.
В зависимости от основания классификации методы исследования в педагогике подразделяются на:
- эмпирические и теоретические;
- констатирующие и преобразующие;
- качественные и количественные;
- частные и общие;
- содержательные и формальные;
- методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
- методы описания, объяснения и прогноза;
- специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;
- методы обработки результатов исследования и др.
К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы, которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
В теоретических исследованиях используются индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.
К эмпирическому уровню относятся:
- Наблюдение;
- Метод опроса;
- Анализ письменных, графических, контрольных и других работ; (даёт возможность выявить отношение к учебной деятельности учащимися, их мотивацию и стиль деятельности, а также индивидуальные особенности, наклонности и интересы учеников)
- Изучение продуктов деятельности школьников и документации учебно-воспитательного процесса.
Наблюдение – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Это наиболее распространённый и доступный метод изучения педагогической практики.
Наблюдение проводится по ранее разработанному плану:
1) определение задачи;
2) объект;
3) разрабатываются схемы наблюдения;
4) Результаты фиксируются;
5) Полученные данные обрабатываются.
Объективные данные будут тогда, когда наблюдатель выступает в роли организатора деятельности и когда используются ТСО.
Недостатком является то, что он не вскрывает внутреннюю сторону педагогических явлений. Поэтому его рекомендуют использовать в сочетании с другими методами.
К методам опроса относятся:
- Беседа;
- Интервью;
- Анкетирование.
Беседа и интервью проводятся по ранее разработанному плану и вопросы могут варьироваться в зависимости от ответов. Беседа отличается от интервью тем, что помогает проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины его поступков, а интервью предполагает публичное обсуждение вопросов. Поэтому ответы не всегда могут быть правдивыми.
Анкетирование – это метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников.
Анкеты могут быть:
- открытыми (т.е. требуют самостоятельных ответов);
- закрытыми (в которых нужно выбирать один из готовых вариантов ответов).
Также могут быть анонимными и именными.
Педагогический эксперимент – проверка определённого метода или приёмы обучения или воспитания в специально созданных и строго учитываемых условиях.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу.
Исследования могут быть длительными и краткосрочными.
Пед.эксперимент требует:
- обоснование рабочей гипотезы;
- составление детального плана;
- строгое соблюдение намеченного плана;
- точная фиксация результатов;
- анализ полученных данных;
- формулировка окончательных выводов.
По месту проведения пед.эксперимент бывает естественный и лабораторный.
Естественный – проходит в естественных условиях. Результаты объективны.
Лабораторный – проводится в специально созданных условиях. Результат менее объективный.