Обучение является одной из категорий дидактики - это сложный процесс, включающий в себя большое количество разнообразных связей и отношений, поэтому существует множество определений этого процесса.
В сочинениях древних мыслителей под понятием «обучение» понималось «преподавание», а в начале 20 века в это понятие стали включать 2 компонента: преподавание и учение, следовательно, обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся, в этом и заключается сущность данного процесса. Результатом деятельности и учителя и учащихся является научение.
Пр.обучение
преподавание учение
научение
Преподавание – это деятельность учителя по организации усвоения учебного материала.
К деятельности учителя предъявляются следующие требования:
1. Знание предмета преподавания
2. Владение методикой обучения
3. Наличие умения организовать учебно – воспитательный процесс
4. Учить мыслить и развивать учащихся во всех отношениях в процессе обучения
5. В процессе обучения формировать личность ребёнка.
Учение – это активный познавательный процесс учащихся по усвоению предлагаемых им знаний, в которых проявляются и формируются умственные силы и волевые черты характера ученика.
Из этого следует: преподавание и обучение – две стороны одного процесса, и нельзя осуществить преподавание, не ориентируясь на учащихся, на уровень их развития. Успех обучения будет зависеть от активности 2-х сторон.
Таким образом, обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активности, учебно – познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН и развитию творческих способностей.