Социальный контроль в коллективе

Для понимания системы социального контроля важно знать механизм его реализации, осуществления

Исходными элементами социального контроля есть индивидуумы (индивидуальная действие) и социальная группа (социальное действие) Последняя выступает в виде реакции (одобрительной или осуждающего) на индивидуальное поведение, вы иконуючы тем самым роль стимула для дальнейшего поведения индивида В свою очередь, индивидуальная трудовая поведение проявляется как реакция на этот стимул, то есть реакция на социальное действие Отметим, что на характер и направленность такого взаимодействия непосредственно влияют: а) самосознание и самооценка субъектов социального контроля (индивида и социальной группы) и б) восприятие и оценка ими социально-тру шего ситуации (социальная перцепция).

В сфере труда механизм социального контроля включает следующие основные структурные элементы:

• плановые и оценочные показатели трудовой деятельности

• социальные нормы - эталоны трудового поведения;

• санкции - ситуативные или оперативные стимулы как реакция на конкретные проявления трудового поведения

При изучении элементов механизма социального контроля важно выяснить, как влияет каждый из них на трудовое поведение Так, при анализе многообразия количественных и качественных, абсолютных и относительных, натур ральных и стоимостных, плановых и отчетных, директивных и расчетных показателей трудовой деятельности важно осознать, что в совокупности их выбор должен обеспечить соотнесенность, сочетание интересов ч ленов коллектива, коллективов отраслей и общества в целом Показатели дают возможность осуществлять контроль не только со стороны администрации, общественных организаций, но и самоконтроль на основе сравнения я трудового вклада с социальной вознаграждением формируются представления о социальной справедливости в коллективе, обществтві.

Социальные нормы трудового поведения регламентирующие акты общения работников в сфере труда, ориентируют их на надлежащие и допустимые поступки в социально-трудовых отношениях их роль регуляторов трудовой поведения реализуется в двух основных функциях - приказной и оценочной В первой функции задается определенный, надлежащий вид поведения Во второй - реальная трудовое поведение сравнивается со стандартной эт единкою, определяется их соответствие Приказная функция реализуется через выбор работником правильного типа поведения, а оценочная позволяет судить о правильности такого выборбору.

Социальные нормы классифицируются по следующим признакам:

• по содержанию (нормы отношения к целям и задачам коллектива, к собственности, к деятельности руководителя, к товарищам по труду, к собственной активности);

• по сфере распространения и применения (нормы-требования, нормы-стереотипы);

• по способу установки (правовые, должностного-профессиональные, моральные)

Характерно, что нормы в сфере труда сохраняются и воспроизводятся через трудовое право, привычки, обычаи, традиции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: