Понятие о принципах обучения. Воспитательный характер обучения

Дидактические принципы – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения – это ведущие, исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся.

Впервые в педагогической науке дидактические принципы были разработаны Я.А. Коменским. Он назвал их основоположениями, на которых должен строиться весь учебный процесс. По мнению Каменского, человек является частью природы, а природа развивается по определённым общим законам и учёный заметил, что принципы можно вывести из общих законов развития природы и жизни человека. Природа готовит материал, прежде чем предать ему форму. Например, птица вьёт гнездо, откладывает яйца, высиживает птенцов.

Эта связь механическая, но важна идея Каменского, что обучение подчиняется общим законам развития природы и человека. Эта идея получила название природосообразности. Каменский разработал принцип наглядности.

Вопросами принципов занимался и Песталоцци, придавая большое значение принципу наглядности, но довёл его до абсурдности, потому что считал, что наглядность является средством развития логического мышления.

Большой вклад в развитие принципов обучения сделал К.Д.Ушинский. он разработал ряд дидактических принципов, которые используются до сих пор:

А) Наглядность Б) Доступность В) Прочность Г) Систематичность

Д) Воспитательный характер

Он дал глубокую психологическую характеристику данным принципам.

История дидактики характеризуется постоянным стремлением выявить общие принципы обучения, а на их основе сформулировать те требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких результатов. В современной дидактике принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса, накопления опыта работы, они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы предъявляют требования ко всем компонентам учебного процесса – целям, задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, планированию.

Многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов, но анализ этих попыток позволяет выделить в качестве основополагающих следующие принципы, которые составят систему дидактических принципов:

- воспитывающий характер обучения

- принцип научности

- систематичности и последовательности

- доступности

- наглядности

- сознательности и активности

- прочности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: