Питают здравый ум и вместе учат нас

Александр Сергеевич писал в «Евгении Онегине»:

Меж ими всё рождало споры

И к размышлению влекло:

Племён минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду… [210]

Для народов, как и для отдельного человека, нет ни живой воды, дающей безсмертия, ни источника юности. «Не оживёшь, аще не умрёшь», — относится также и к народам. Пушкин это отразил в «Пире во время чумы»[211]:

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Безсмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

А ранее в стихотворении «Из А. Шенье»:

Треща, горит костёр; и вскоре пламя, воя,

Уносит к небесам безсмертный дух героя [212].

В книге Премудрости Соломона сказано (гл.8:10,13…14): «Через премудрость я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими, будучи юношею; чрез неё я достигну безсмертия и оставлю вечную память будущим после меня. Я буду управлять народами, и племена покорятся мне».

В стихотворении «К Жуковскому»[213] стихотворец показал, что знания его получены от древних мудрецов, постигших историческое круговращение, и могущих пророчить будущее России:

Нет, нет! решился я — без страха в трудный путь

Отважной верою исполнилася грудь.

Творцы безсмертные, питомцы вдохновенья !..

Вы цель мне кажете в туманах отдаленья,

Лечу к безвестному отважною мечтой,

И, мнится, Гений ваш промчался надо мной!

Его сомнения по поводу безсмертия людей тревожили его молодую душу: как же люди в будущем воспримут его знания? Но с другой стороны он понимал, как умершее в земле зерно, прорастая, рождает целый колос зёрен.

Пушкин, следуя велению Божью, воскрешал и ныне побуждает к действию своими стихами мёртвые души. Ведь в Евангелии от Иоанна (гл. 5:21…24) сказано: «Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Сын Божий, Александр, обращаясь в стихах к русскому народу III тысячелетия, живёт в наших сердцах независимо от очернителей и врагов Руси.

Пушкин хотел донести до людей полученное и осмысленное знание предков, что Вечное Движение не прерывается потому, что его не сотворил никто, а оно существует вечно независимо ни от кого, постоянно преобразуя сущее. Приход в мир и уход некоторых особей закономерен, но не всегда может быть осмыслен людьми из-за большого круга существования этих особей. Человеческому разуму доступны круги некоторых растений, животных, самого человека, но не доступны круги камней, планет, просвещённостей, Человечества и др. Такие знания доступны умам посвящённых в тайны бытия, каким и был Александр Пушкин.

Он верил,

Что есть избрáнные судьбами,

Людей священные друзья;

Что их безсмертная семья

Неотразимыми лучами,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: