Технические средства обучения: педагогические основы их использования

Технические средства и наглядные пособия могут использоваться с любыми дидактическими целями и на любом этапе процесса усвоения знаний. Кроме того, они позволяют управлять вниманием школьников на протяжении урока, а также обладают возможностями развития творческих способностей, логического и образного мышления. Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут помочь организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать с различными источниками информации, а также осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности.

Особенно важную роль в получении современного образования выполняют ТСО.

ТСО – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно – воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления информации. (Г.М.Коджаспирова).

Визуальные Звуковые (аудио) Аудиовизуальные Комбинированные
-диафильмы -кодоскопы -слайды -диапозитивы -фото и т.п. -магнитофонные и лазерные записи -грамзаписи -радиопередачи -радио -магнитофоны -музыкальные инструменты и др. -кинофильмы -видеофильмы -телевидение и т.п. -лингафонные устройства (кабинеты) -компьютерные системы -замкнутые учебные телевизионные системы и др.

Дидактические возможности ТСО обеспечиваются следующими их характеристиками:

-являются источником информации

-рационализируют формы преподнесения учебной информации

-организуют и направляют восприятие

-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия

-обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность

-создают эмоциональное отношение к учебной информации

-усиливают интерес к учению путём применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин приборов и т.п.

-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен

-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности

-являются средством повторения, обобщения, систематизации

-иллюстрируют связь теории с практикой

-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов и правил обучения

-экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счёт уплотнения учебной информации и ускорения темпа, а также за счёт переложения на технику отдельных функций учителя

-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам, запросам учащихся.

Современным универсальным обучающим средством является компьютер. Он может использоваться при изучении всех учебных предметов всеми группами обучаемых. При этом компьютер выступает как средство, повышающее эффективность обучения в целом, так и средство учебной деятельности учащихся, в том числе как объект их изучения.

Выделяют две области применения компьютера. Одна их них – компьютерная поддержка традиционного обучения. В этом случае применение компьютера связано с решением разнообразных задач обучения:

1. Предъявление информации в разных формах (словесной, наглядной, экспериментальной)

2. Формирование у школьников общеучебных и специальных умений по тем или иным предметам

3. Контроль, оценка и коррекция результатов обучения

4. Организация индивидуального и группового обучения

5. Управление процессом обучения

Мультимедиа- компьютеры – это компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить текстовую, звуковую, а также видеоинформацию.

Компьютерные системы обучения (комплекс аппаратных и программных средств), работающие в дистанционном режиме, являются основным средством дистанционного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: