Типология уроков в педагогике довольно сложная. Существуют различные подходы к классификации.
В основу одной классификации положены методы обучения. Тогда уроки выделяют следующие:
1) Уроки беседы
2) Уроки практические работ
3) Урок-лекция
Другие классифицируют уроки по степени самостоятельной работы учителя и учащихся, тогда выделяют уроки:
1) Самостоятельной работы учащихся
2) Уроки работы учителя с классом.
Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим задачам.
В соответствии с данной классификацией выделяют следующие типы уроков:
1) Урок сообщения новых знаний
2) Комбинированный урок (элементы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности), что делает урок гибким, идёт реализация нескольких целей обучения – это положительная сторона, а недостатком является то, что недостаточно времени на усвоение новых знаний.
3) Урок формирования и закрепления умений и навыков (здесь основное внимание уделяется практической деятельности учащихся, т.е. преимущественно упражнениям).
|
|
4) Обобщающий урок (на этом уроке систематизируется материал по определённым темам и разделам).
5) Контрольный урок (выполняются различного рода проверочные контрольные устные и письменные работы).
6) Урок внеклассного чтения (для начальной школы).
К сожалению и эта классификация уроков не является универсальной,
т.к. она отражает только образовательные задачи и не учитывает реализацию воспитательных задач, поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем современной дидактики.
Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание структуре урока.
Структура урока – это соотношение и взаимосвязь частей урока, которые отличаются своими задачами и характером деятельности учителя и учащихся.
Каждый тип урока имеет свою структуру, но общими элементами являются:
1) Оргмомент
2) Проверка изученного материала
3) Постановка целей и задач
4) Объяснение
5) Закрепление
6) Подведение итогов
7) Домашнее учебное задание
26. Поурочное планирование содержания учебного материала. Подготовка учителя к уроку.
Любое качество проведенного учителем урока зависит от того, как он к нему подготовился. Одним из важнейших этапов подготовки учителя к уроку является составление приблизительного плана урока. Однако стоит отметить, что также важно грамотно распределить учебный материал от урока к уроку, чтобы не перегружать и не расслаблять учеников на отдельно взятых уроках. План урока – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Составляется на каждый конкретный урок с учетом всех существующих особенностей. В плане урока указываются: тема урока; цели и задачи урока; структура урока – последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся; перечень и место учебных демонстраций; время, отведенное на каждый этап урока; необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.
|
|
При разработке плана учитель учитывает степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у малоуспевающих, и наметить пути их преодоления (например, наводящий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и другие специальные меры). План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам – краткие конспекты уроков.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку можно разделить на следующие этапы:
Первый этап. Изучение учебной программы. При этом особое внимание обращается на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.
Второй этап. Изучение методической литературы. Учитель рассматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).
Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).
Третий этап. Изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.
Четвертый этап. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, прослушивает звуковые пособия, но и с аннотациями учебных телевизионных передач.
Пятый этап – разработка плана урока.