Педагогические особенности построения учебного процесса на уроке. Типология уроков и их структура

Типология уроков в педагогике довольно сложная. Существуют различные подходы к классификации.

В основу одной классификации положены методы обучения. Тогда уроки выделяют следующие:

1) Уроки беседы

2) Уроки практические работ

3) Урок-лекция

Другие классифицируют уроки по степени самостоятельной работы учителя и учащихся, тогда выделяют уроки:

1) Самостоятельной работы учащихся

2) Уроки работы учителя с классом.

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим задачам.

В соответствии с данной классификацией выделяют следующие типы уроков:

1) Урок сообщения новых знаний

2) Комбинированный урок (элементы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности), что делает урок гибким, идёт реализация нескольких целей обучения – это положительная сторона, а недостатком является то, что недостаточно времени на усвоение новых знаний.

3) Урок формирования и закрепления умений и навыков (здесь основное внимание уделяется практической деятельности учащихся, т.е. преимущественно упражнениям).

4) Обобщающий урок (на этом уроке систематизируется материал по определённым темам и разделам).

5) Контрольный урок (выполняются различного рода проверочные контрольные устные и письменные работы).

6) Урок внеклассного чтения (для начальной школы).

К сожалению и эта классификация уроков не является универсальной,

т.к. она отражает только образовательные задачи и не учитывает реализацию воспитательных задач, поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем современной дидактики.

Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание структуре урока.

Структура урока – это соотношение и взаимосвязь частей урока, которые отличаются своими задачами и характером деятельности учителя и учащихся.

Каждый тип урока имеет свою структуру, но общими элементами являются:

1) Оргмомент

2) Проверка изученного материала

3) Постановка целей и задач

4) Объяснение

5) Закрепление

6) Подведение итогов

7) Домашнее учебное задание

26. Поурочное планирование содержания учебного материала. Подготовка учителя к уроку.

Любое качество проведенного учителем урока зависит от того, как он к нему подготовился. Одним из важнейших этапов подготовки учителя к уроку является составление приблизительного плана урока. Однако стоит отметить, что также важно грамотно распределить учебный материал от урока к уроку, чтобы не перегружать и не расслаблять учеников на отдельно взятых уроках. План урока – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Составляется на каждый конкретный урок с учетом всех существующих особенностей. В плане урока указываются: тема урока; цели и задачи урока; структура урока – последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся; перечень и место учебных демонстраций; время, отведенное на каждый этап урока; необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.

При разработке плана учитель учитывает степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у малоуспевающих, и наметить пути их преодоления (например, наводящий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и другие специальные меры). План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам – краткие конспекты уроков.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку можно разделить на следующие этапы:

Первый этап. Изучение учебной программы. При этом особое внимание обращается на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.

Второй этап. Изучение методической литературы. Учитель рассматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).

Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

Третий этап. Изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике.

Четвертый этап. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, прослушивает звуковые пособия, но и с аннотациями учебных телевизионных передач.

Пятый этап – разработка плана урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: