Характеристика словесных методов обучения. Общие требования к их выполнению

Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Словесные методы позволяют в кротчайший срок передать большой объём информации, поставить перед учениками проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы включают в себя:

- беседу

- рассказ

- объяснение

- лекцию

- дискуссию

- диспут

- работу с книгой

Беседадиалогический метод изложения и усвоения учебного материала, который предполагает разговор педагога и учащихся с помощью специально и тщательно продуманной системы вопросов.

Беседы бывают: вводные или вступительные.

Благодаря вступительной беседе учащиеся психологически настраиваются на восприятие и усвоение учебного материала.

Вводная беседа способствует пониманию значения предстоящей работы:

- сообщение новых знаний (беседы объяснительного характера) – строяться в форме вопросов и ответов (анализ прослушивания произведения способствует подведению учащихся к усвоению новых знаний, формированию понятий).

- повторительно – обобщающая (закрепляющая) применяется для закрепления, обобщения систематизации полученных знаний

- контрольно – коррекционная (фронтальная и индивидуальная) её цель – определить уровень усвоения знаний, их коррекция, уточнение, дополнение.

- Инструктивно – методические (даются методические рекомендации)

- Беседы проблемного характера – учащиеся под руководством учителя ищут ответы на поставленные проблемные вопросы.

В беседе познание может идти дедуктивным или индуктивным путём:

Индуктивные – от отдельных фактов на основе анализа к общим понятиям.

Дедуктивные – строятся на основе общих правил по средствам анализа и приходят к частным заключениям.

Требования к беседе:

1) Содержание беседы должно быть связано с личным опытом ребёнка, с его практической деятельностью

2) Вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся

3) Вопросы нужно формулировать просто, чтобы поняли даже слабые дети.

4) Не следует задавать вопросов содержащих готовые ответы

5) Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки педагога, от продуманности, логичной постановки вопроса.

6) Ответы учащихся должны быть полными, осознанными, аргументированными.

7) Каждый вопрос задаётся всему классу, и только после небольшой паузы на обдумывание, вызывается ученик для ответа.

8) Не следует поощрять выкрикивающих с места учеников. Слабых нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неправильные ответы.

9) Если никто из детей не может ответить на вопрос. Нужно его переформулировать, разбить на части, задать наводящий вопрос.

10) Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно следить за тем, чтобы все дети принимали участие в беседе

11) Ученику, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность или ошибку, и лишь тогда, когда он не сумеет это сделать, призывают на помощь другого.

Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

К.Д.Ушинский сформулировал главное требование к рассказу: интересное содержание, чёткая, последовательная форма изложения.

Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, приёмы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчёркивается главное. Рассказ должен быть коротким – 5-7 минут. Если длительность рассказа превышает 5-7 минут, то его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией, включением элементов беседы т др.

Объяснение – если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, доступного детям изложения сложных вопросов.

Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов, сочетается с иллюстрацией. Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий.

Лекция – монологический словесный метод изложения учебного материала большой ёмкости, достаточной сложности. В отличие от рассказа учебная лекция охватывает всё занятие. Изложение материала осуществляется по заранее написанным текстам для того, чтобы не нарушать стройность, последовательность, чёткость сообщаемой информации.

Дискуссия – метод основан на обмене мнениями между учителем и учащимися. Высказываемые мнения отражают собственные взгляды участников дискуссии или опираются на мнение других лиц. Дискуссия является разновидностью спора.

Диспут – разновидность дискуссии. В отличие от дискуссии диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений не требует определённых и окончательных решений.

Работа с книгой – важнейший метод формирования у школьников потребности и умений самообразования. Начальных классах дети работают с книгой преимущественно под руководством учителя на уроках и самостоятельно дома.

Если работа ведётся на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части. Работа школьников над текстом дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

Метод работы с книгой следует сочетать с другими методами, практиковать ежедневно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: