Формы организации учебной работы в современной школе – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания обучения.
- это дидактическая категория, которая обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, определяющая количество учеников, место обучения, время, а также порядок его осуществления.
Формы возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организация ФО классифицируется по различным признакам:
1) По количеству охваченных учеников. Выделяют: индивидуальное, групповое, фронтальное обучение.
2) По месту учёбы различают: школьные, внешкольные, экстернат.
К школьным относятся уроки, работы на пришкольном участке, консультации, кружковые занятия ит.д.
К внешкольным относятся: домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т.д.
Экстернат – это особая форма, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании.
3) По длительности обучения различают: формы, регламентируемые родителями, педагогами, самими учениками. Среди форм, регламентируемых школой и педагогами – классический урок (45 мин), укороченное занятие (35 мин), а также уроки без звонков произвольной длительности.
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения:
- индивидуальная (в античных гос-ах)
- индивидуально – групповая (в школах средневековья)
- взаимного обучения (Белл – ланкастерская система обучения в Англии)
- дифференцированное обучение по способностям учеников (Мангеймская)
- бригадное обучение (20-е гг.в Советской школе)
- американский план «Трампа» (40 % времени ученики проводятв больших группах 100 – 150 человек, 20% в малых группах 10-15 человек, 40% отводилось на самостоятельную работу)
- Дальтон – план (форма индивидуализированного обучения, применяемая в начале 20в. в начальных классах в американском городе Дальтоне).
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом, получила классно – урочная система обучения. Она возникла в школах Чехии, западной Беларуси и Украины в 16-17 вв. и развивается уже более 3-х столетий.
Теоретические основания классно – урочной системы подвёл Я.А.Коменский.
Существенный вклад в развитие КУС внесли выдающиеся педагоги (Песталоцци, Гербарт, Ушинский, Дистерверг).
КУС отличают следующие особенности:
- Постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс).
- Работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (планирование).
- Учебный процесс осуществляется в виде отдельных, взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков).
- Каждый урок посвящается только одному предмету.
- Постоянное чередование уроков (расписание)
- Руководящая роль учителя
- Различные формы и виды познавательной деятельности учащихся.