Сущность процесса воспитания

Теория воспитания – часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, теоретические и методические основы воспитания.

Предметом теории воспитания выступают закономерные связи между развитием, формированием и воспитанием личности.

Участники воспитательного процесса: воспитатель и воспитанник.

Основные категории теории воспитания:

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание, содержание воспитания, формы воспитания, метода воспитания, средства воспитания, а также формирование, развитие.

1) Воспитание (в широком социальном смысле) – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

2) Воспитание (в узком социальном смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, нравственных ценностей, взглядов, политических ориентаций и т.д.

3) Воспитание (в широком педагогическом смысле) – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.

4) Воспитание (в узком педагогическом смысле) – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое, нравственное, эстетическое и т.д.). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определённых качеств, свойств и отношений личности.

Воспитательный процесс идёт одновременно с процессом обучения в общем педагогическом процессе. Он имеет ряд особенностей, поэтому выделяется и рассматривается самостоятельно.

Современная педагогическая теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии (рук-ве), а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В гуманистическом понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, ведущая к достижению заданной цели.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях: внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса.

Одним из основных внутренних противоречий выступает противоречие между возникающими у личности потребностями и возможностями их удовлетворения.

Возникающее при этом рассогласование побуждает человека активно пополнять и расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения.

Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции.

Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а для этого необходимо знать мотивы, движущие силы, потребности, жизненные планы, ценностные ориентации воспитанников.

Внешнее противоречие также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса: противоречия между школой и семьёй, словом и делом, в содержании информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: