Принципы воспитания. Принцип целенаправленности

Принципы воспитания – это исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания.

Процесс воспитания отражают закономерности воспитания и дают представление о том, как практически реализовать процесс воспитания.

Принципы воспитания всегда соответствуют определённой системе воспитания и служат реализацией ведущей идеи данной системы. Поэтому они меняются, могут быть разными.

Например: авторская школа Н. Гузика имеет свою систему принципов, которая служит развитию способностей детей.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

1. Обязанность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендации. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Глубокое и систематичное нарушение принципов снижают эффективность ВП подрывают его основы.

2. Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочерёдное применение на всех этапах ВП.

3. Равнозначность. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных, нет таких, что требуют реализации в первую очередь.

Вместе с тем, принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигнуть высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация обусловлена личностью педагога.

Принципы, на которые опирается ВП, составляют систему.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами.

1) Принципы сочетания личной и общественной направленности воспитанника.

2) Принцип связи с жизнью

3) Принцип комплексного подхода к воспитанию личности

4) Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив (сочетание прямых и параллельных педагогических действий)

5) Принцип личностного подхода в воспитании

6) Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой самих учеников

7) Принцип уважения к личности воспитанника в сочетании с требованиями

8) Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям школьника

9) Принцип преемственности и систематичности педагогического воздействия в воспитании.

10) Принцип единства педагогических требований школы, семьи и общества

Также выделяют:

- Принцип гуманизма

- Принцип включения личности в значимую деятельность

Принцип опоры на положительное в воспитании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: