Методы воспитания – это способы совместной, взаимосвязанной деятельности, которая направлена на решение воспитательных задач.
Методы направлены на коррекцию поведения, отношения закрепляют положительное и исправляют недостатки.
А.С.Макаренко называл МВ «инструментом прикосновения к личности».
Процесс Воспитания сложный и длительный, и результаты его во многом зависят от выбора методов. К выбору методов нельзя подходить однозначно, ведь один и тот же метод может в одних случаях принести пользу, а в других вред. В одних случаях можно ограничиться порицанием, в других – необходимо жёсткое наказание.
Методы Воспитания зависят от:
- целей и задач воспитания
- возрастных и индивидуальных особенностей,
- от конкретной ситуации, в которой оказался ребёнок,
- профессионализма педагога,
- закономерностей воспитания
Как в обучении, так и в воспитании используются приёмы.
Приём – это часть метода, один из кирпичей.
Приём, по отношению к методу, носит подчинённый характер.
|
|
Приёмы и методы взаимосвязаны между собой и могут выступать самостоятельно. Например: при проведении беседы о жизни и деятельности композитора основным методом будут рассказ, беседа, но учитель здесь может использовать такие приёмы как: иллюстрацию, демонстрацию, ТСО.
Средства воспитания – это понятие более широкое, по сравнению с приёмом.
Под СВ понимаются пути решения тех или иных воспитательных задач.
К средствам относятся: книги, радио, телевидение, игра, виды деятельности, эмоциональное и живое слово учителя.
Средства надо обязательно включать в определённую систему работы для решения соответствующих поставленных воспитательных задач.
Например: В школе есть хорошая библиотека, но книжный фонд только тогда будет выполнять функцию воспит. ср-ва, когда учитель организует встречу с писателем, обсуждением книги, экскурсию и т.д.
В воспитании очень трудно провести границу между методами, приёмами и средствами т.к. всем этим понятиям характерны изменчивость и подвижность.