- Выстроенная по определённому признаку система методов.
Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, теоретическое и практическое, существенное и случайное, тем самым способствует осознанному выбору. В современной педагогике насчитывают десятки классификаций. В настоящее время наиболее эффективной и удобной является классификация методов воспитания по направленности (Г.И. Щукиной).
В ней выделяется 3 группы методов:
Методы формирования общественной сознательности у учащихся:
- Рассказ, этическая беседа, разъяснение, объяснение, внушение, увещевание, диспут, лекция, инструктаж, доклад, пример
Методы формирования опыта, навыков и привычек общественного поведения:
- упражнения, приручение, поручение, пед.требования, общественное мнение к воспитательной ситуации, пример.
Методы стимулирования положительного поведения учащихся:
- поощрение, наказание, соревнование, субъективно – прагматический метод