Словарь терминов (глоссарий)

Аккредитив – (от лат. accredo – доверяю) – 1) вид банковского счета (англ. Letter of credit), по которому осуществляются безналичные расчеты: 2) именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в кредитном учреждении указанную в ней сумму.

Актив (от лат. activus – деятельный, действенный) – часть бухгалтерского баланса, отражающая на определенную дату в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение.

Активно-пассивные счета – счета бухгалтерского учета, имеющие признаки активных счетов и пассивных счетов. В этих счетах сальдо может быть дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо). Например, по счету 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе бухгалтерского баланса. Кредитовое сальдо по этому счету показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

Активные счета – основные счета бухгалтерского учета, отражающие состояние и движение средств и имущества предприятия.

Акцепт (от лат. acceptus – принятый) – согласие на предложение заключить договор на определенных условиях. При безналичных расчетах означает согласие покупателя на оплату счета поставщика. А. может быть предварительным и последующим. денежных и товарных документов.

Акционерный капитал – основной капитал акционерного общества, размер которого регламентируется Уставом. Образуется за счет выпуска акций.

Акция (от голл. aktie, нем. aktie) – ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда. Акции могут быть обыкновенными, привилегированными, именными; предъявительскими, учредительскими.

Амортизация – (от сред. -век. лат. amortisatio – погашение) 1) постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию; 2) уменьшение ценности имущества, облагаемого налогом (на сумму капитализированного налога). Амортизация обусловлена особенностями участия основных средств в процессе производства. Основные средства участвуют в процессе производства длительный период (не менее одного года). При этом они сохраняют свою натуральную форму, но постепенно снашиваются. Износ основных средств может быть физическим и моральным.

Анализ безубыточности - анализ, основанный на зависимости между доходами, расходами и прибылью в течение краткосрочного периода, позволяющий, в частности, определить точку безубыточности организации.

Аналитические счета – счета, в которых детально отражаются объекты бухгалтерского учета.

Аналитический учет – учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается в зависимости от конкретных условий с целью контроля за выполнением плана и сохранностью собственности предприятия, а также получения сведений для хозяйственного руководства. По данным А. у. Можно следить за состоянием запасов каждого вида товарно-материальных ценностей, осуществлением расчетов с каждым поставщиком, подрядчиком, рабочим и служащим, дебитором и кредитором, подотчетным лицом и т.д.

Аппарат управления – совокупность работников, руководящих деятельностью предприятия или иной единицы.

Аудит, аудиторская деятельность – представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований к экономическим субъектам, а также оказанию иных аудиторских услуг.

База распределения косвенных расходов - показатель, пропорционально которому косвенные расходы распределяются по носителям затрат.

Баланс (от фр.balance – весы, лат. bilanx – имеющий две весовые чаши) – равновесие, уравновешивание. Баланс бухгалтерский – важнейшая форма бухгалтерской отчетности (в России – форма №1 «Баланс предприятия», утверждается Минфином РФ для квартальной и годовой отчетности). Он представляет собой систему показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств на отчетную дату. Состоит из двух частей: левая – актив, правая – пассив: их итоги должны быть равны. Баланс бухгалтерский составляется в масштабе одного предприятия, а также одной отрасли, района, города, народного хозяйства в целом.

Безвозвратные затраты - затраты, на которые нельзя повлиять управленческими решениями.

Бухгалтер-аналитик - бухгалтер, наделенный управленческими функциями.

Бухгалтерская модель – график линейной зависимости совокупного дохода и издержек от изменения объема хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская проводка – оформление корреспонденции счетов. При этом указываются дебетуемый и кредитуемый счета и сумма подлежащей регистрации хозяйственной операции. Бухгалтерская проводка иногда называются счетными формулами, а также контировками.

Бухгалтерский управленческий учет - вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает ее управленческий персонал информацией для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. В основе информационной базы управленческого учета - данные о затратах предприятия.

Бухгалтерский учет - процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей и представления данных пользователям информации для выработки, обоснования и принятия оптимальных решений. Различают бухгалтерский финансовый и бухгалтерский управленческий учет. Цель первого - обеспечить бухгалтерской информацией внешних пользователей, цель второго - внутренних пользователей.

Бюджет (смета)- количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Является основой для оценки выполнения плана центрами ответственности.

Бюджетирование – методика составления бюджетов на основе выбранных способов.

Бюджетная ставка распределения косвенных расходов - заранее рассчитанный норматив, позволяющий предварительно распределить косвенные расходы по носителям затрат.

Валюта баланса – сумма (итог) бухгалтерского баланса. Эта сумма должна быть одинаковой по активу и пассиву баланса.

Ведомость – учетный регистр. В бухгалтерском учете применяются различные В.: вспомогательные (накопительные), оборотные, сличительные, платежные, расчетно-платежные и др.

Вексель (от нем. wechsel – обмен) – вид ценной бумаги, денежное обязательство. Безусловный и бесспорный долговой документ строго установленной законом формы. Вексель – одно из основных средств оформления кредитно-расчетных отношений.

Взаимозачеты – погашение взаимной задолженности между предприятиями на основании взаимозачетов.

Вмененные (воображаемые) затраты - затраты, которые бухгалтеру-аналитику необходимо вообразить для принятия правильного управленческого решения. По существу, упущенная выгода предприятия.

Входящие затраты – приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, которые должны принести доход в будущем.

Главная книга – учетный регистр, предназначенный для синтетического учета. Применяется при журнально-ордерной и мемориально-ордерной формах учета. Г. к. предназначена для ведения учета в течение года. В ней открываются все счета синтетического учета, применяемые на данном предприятии.

Генеральный (общий) бюджет (смета) - финансовый документ, охватывающий всю деятельность организации.

Гибкий бюджет - бюджет, составленный на несколько альтернативных уровней деловой активности организации.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Этот способ состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах – по дебету одного и кредиту другого счета.

Дебет (от лат. debet – он должен) – часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по Д. записывается увеличение, а в пассивных счетах – уменьшение объекта учета. В расчетных счетах по Д. отражается задолженность других предприятий и отдельных лиц данному предприятию (дебиторская задолженность). Дебетовое сальдо бывает в активных и активно-пассивных счетах.

Дебиторская задолженность – задолженность других предприятий (учреждений, организаций) или отдельных лиц по платежам данному предприятию. Эти предприятия или лица называются дебиторами.

Двухкруговая система бухгалтерского учета (вариант автономии) - организация бухгалтерского учета, при котором финансовый и управленческий учет являются самозамкнутыми системами.

Дегрессивиые затраты - разновидность переменных затрат. Темпы роста затрат отстают от темпов роста деловой активности организации.

Деловая активность - производственная активность организации, которая может измеряться как натуральным, так и стоимостным показателем (например, деловая активность вуза - контингентом студентов; банка - количеством обслуживаемых клиентов; больницы - количеством койкомест и т.д.).

«Директ-костинг» (Direct-Costing-System) - один из вариантов калькулирования неполной себестоимости, при котором в себестоимость включаются лишь переменные расходы.

Дисконтирование - процедура приведения денежных средств к их стоимости в момент сравнения.

Дисконтиpoванная стоимость - расчетная величина денежных средств будущих поступлений, выраженная через текущую стоимость и коэффициент дисконтирования.

Добавленные затраты -издержки, производимые кем-либо в дополнение к ранее понесенным затратам.

Забалансовые счета – счета бухгалтерского учета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. Эти счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, временно находящихся у предприятия и принадлежащих другим предприятиям (арендованные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или переработку и т.д.).

3апасоемкие затраты - затраты, осуществление· которых ведет к увеличению стоимостной оценки запасов (см. Оценка запасов): затраты материальных ресурсов на оплату труда основных производственных рабочих с начислениями на нее, амортизация основных средств цехового значения и т.п.

Затраты - средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии, и регистрируемые в балансе как активы предприятия, способные принести доход в будущем.

Издержки - денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг, составляют затраты организации.

Измерители в бухгалтерском учете – единицы измерения объектов бухгалтерского учета. Для получения показателей об объектах учета используется три вида измерителей: натуральный, трудовой, денежный.

Истекшие затраты – израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем.

Калькуляция (от лат. calculatio – счисление) – способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ.

Калькуляционная единица – единица измерения калькуляционного объекта.

Капитальные вложения – затраты, в результате которых происходит увеличение основных средств. Они направляются на строительство зданий и сооружений, приобретение машин, оборудования и инвентаря, выращивание многолетних насаждений и т.д.

Корреспонденция счетов – связь между счетами бухгалтерского учета, обусловленная экономической сущностью хозяйственных операций.

Кредит – часть счета бухгалтерского учета. В активных счетах по К. записывается уменьшение, а в пассивных счетах увеличение объекта учета. Кредитовое сальдо бывает в пассивных и активно-пассивных счетах.

Кредиторская задолженность – суммы задолженности данного предприятия другим предприятиям (учреждениям, организациям) и отдельным лицам. Эти предприятия и лица являются кредиторами.

Концепция СБЕ («Стратегическая бизнес-единица. - Strategic Business Unit) - концепция, позволяющая оптимизировать организационную структуру предприятия. Предполагает разработку независимой стратегии для каждой единицы бизнеса, называемой СБЕ.

Косвенные затраты - издержки, которые невозможно или экономически невыгодно прямо относить на носитель затрат. Распределяются между отдельными носителями согласно выбранной предприятием методике, описываемой в учетной политике.

Линейные производственные отношения предполагают выдачу указаний начальником подчиненным лицам.

Лимитирование – способ расчета предельной величины расхода производственных ресурсов, которая определяется исходя из норм расхода и производственной программы. Применяется в рамках нормативного учета в производственных предприятиях и организациях общественного питания.

Маржинальный доход - разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. Определяется в системе «директ-костинг».

Масштабная база - определенный период в деловой активности организации, в котором затраты ведут себя определенным образом, имеют четко выраженную тенденцию.

Место возникновения затрат - структурное подразделение организации (рабочее место, участок, цех), по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления ими.

Метод высшей и низшей точек позволяет разделить затраты на постоянную и переменную части, описав их формулой у = а + вх, где у совокупные затраты; а - постоянная часть; в - удельные переменные затраты; х - деловая активность предприятия.

Метод условных единиц позволяет пересчитать не полностью законченные обработкой изделия в условно готовые изделия.

Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимос­ти продукции - совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости единицы продукции. По объектам учета затрат выделяют попроцессный, попередельный и позаказный методы, по полноте учитываемых издержек - калькулирование полной и неполной себестоимости, по оперативности - методы учета фактической себестоимости и нормативных затрат. Метод учета затрат на производство и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно;

Метод учета фактических затрат - последовательное накопление данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных об их величине по действующим нормам. Позволяет рассчитать фактическую («историческую») себестоимость продукции (работ, услуг).

Незапасоемкие затраты - коммерческие и административные затраты, не влияющие на оценку запасов и не участвующие в калькул­ровании производственной себестоимости.

Нелииейные (штабные) производственные отношения возникают в тех случаях, когда одно подразделение организации предоставляет услуги другим подразделениям.

Нерегулируемые (неконтролируемые) затраты - затраты, на которые руководитель центра ответственности влиять не способен.

Норма - заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства.

Нормативный метод учета затрат предполагает предварительное определение затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений фактических издержек от нормативных. Позволяет рассчитать нормативную себестоимость и отклонения от нее.

Hocитель затрат (объект калькулирования) - вид продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенный на продажу.

Объект калькулирования – вид продукции, полуфабрикатов, работ и услуг определенной стоимости.

Объект учета затрат - место возникновения затрат, виды или группы однородных продуктов.

Оборотные ведомость – способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухгалтерского учета. О. в. составляются в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах за месяц, по счетам синтетического и аналитического учета.

Объекты бухгалтерского учета – отдельные элементы хозяйственных средств и источников их образования, отражаемые в счетах бухгалтерского учета. Все они должны иметь денежную оценку.

Однокрyгoвая (интегрированная) система - организация бухгалтерского учета, в которой применяется единая система счетов и бухгалтерских проводок для финансового и управленческого учета.

Операционный бюджет - часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) бюджеты (сметы), отражающие статьи расходов и доходов организации.

Организационная структура предприятия - разделение предприятия на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности) с целью распределения между ними управленческих функций таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед организацией в целом. Различают централизованную и децентрализованную организационные структуры.

Отклонение - арифметическая разность между фактическими и предварительно установленными нормативными или сметными данными. Существенное отклонение - арифметическая разность составляет более 5% предварительно установленных нормативных данных.

Отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия (учреждения, организации) за определенный период.

Оценка запасов - расчет себестоимости незавершенного производства, готовой продукции на складе и запасов материалов.

Пассив (от лат. рassives – недеятельный, противоположный активу) – часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования и назначения средств предприятия. Пассив баланса, также как и актив, состоит из разделов и статей.

Пассивные счета – счета бухгалтерского учета, на которых учитывается источники собственных и заемных (временно привлеченных) средств. В Пассиве с увеличение источников средств записывается по кредиту, а уменьшение – по дебету. Сальдо может быть кредитовым и показывается в пассиве баланса.

Передел - часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону.

Переменные затраты - затраты, возрастающие или уменьшающиеся при изменении деловой активности организации.

Период окупаемости - время, по истечении которого чистый доход организации полностью покроет первоначально вложенный капитал.

Периодические затраты (затраты отчетного периода) - затраты, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Состоят из коммерческих и административных расходов.

Подотчетные суммы – денежные суммы, выданные авансом.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования - метод, используемый при изготовлении уникального или выполняемого по специальному заказу изделия. Применяется на предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным характером производства: в сфере бытового обслуживания, в полиграфической промышленности, строительстве и т.п. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является заказ-заявка клиента на определенное количество специально изготовленных для него изделий.

Попередельное калькулирование - метод учета затрат и калькулирования, применяемый в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все стадии производства, называемые переделами.

Попpoцессный метод калькулирования применяется в добывающих отраслях промышленности и энергетике, характеризующихся массовым характером производства, непродолжительным производственным циклом, полным отсутствием либо незначительными размерами незавершенного производства, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, единой единицей измерения и калькулирования. Часто рассматривается как упрощенная разновидность попередельного калькулирования.

Постоянные затраты - затраты, которые в рамках определенной масштабной базы не реагируют на изменение деловой активности организации.

Предельные затраты (доходы) - дополнительные затраты (доходы) в расчете на единицу дополнительно изготовленной продукции.

Приростные затраты (доходы) - дополнительные затраты (доходы), появляющиеся в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции (работ, услуг).

Прогрессивные затраты - затраты, растущие быстрее деловой активности организации.

Производственная себестоимость включает только производственные затраты. Управленческие и коммерческие расходы из калькулирования исключаются.

Производственные затраты - затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг). Учитываются в расчетах производственной себестоимости.

Производственный учет - основа бухгалтерского управленческого учета. Накапливает информацию об издержках производства, анализирует причины их роста в сравнении с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, выявляет возможные резервы экономии.

Пропорциональные затраты - разновидность переменных затрат. Увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность организации.

Прямые затраты -затраты, относимые на носитель затрат прямо, без использования каких-либо косвенных методов. Состоят из прямых материальных затрат и прямых затрат на оплату труда.

Расходы - часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода, по существу характеризуют себестоимость проданной продукции (работ, услуг).

Регулируемые (контролируемые) затраты - затраты, подверженные влиянию со стороны руководителя центра ответственности.

Релевантные затраты -затраты, принимаемые во внимание при выборе оптимального управленческого решения.

Сальдо – остаток по счету бухгалтерского учета хозяйственных средств или источника их образования.

Сводный учет - система обобщения производственных затрат по статьям расходов в разрезе цехов основного и вспомогательного производства, видам продукции (работ, услуг) в целом по предприятию с целью подготовки информации для исчисления себестоимости отдельных видов готовой продукции, всей выпущенной продукции и для распределения понесенных предприятием затрат между готовой продукцией и незавершенным производством. Существует в двух вариантах - бесполуфабрикатном и полуфабрикатном.

Себестоимость продукции (работы, услуги) - выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию, Т.е. на сырье, материалы, топливо, энергию, основные фонды, трудовые и иные ресурсы. Различают цеховую, производственную, полную, а также «ограниченную» себестоимость (см. «директ-костинг»).

Сегментарная отчетность - отчетность, сформированная по отдельным сегментам бизнеса организации.

Сегментарный учет - система сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений (сегментов) организации. Является важнейшей составляющей бухгалтерского управленческого учета.

Синтетический учет – учет, дающий обобщенный показатель в денежном выражении.

Ставка капитализации - коэффициент, устанавливающий зависимость размера дохода, ожидаемого вследствие эксплуатации актива, от стоимости актива.

Ставка распределения косвенных расходов - заранее, до начала отчетного периода, рассчитанный норматив, позволяющий предварительно распределить косвенные расходы между объектами калькулирования.

Стандарт-кост. (Standard Costs) - система калькулирования, основанная на жестком нормировании всех затрат и позволяющая рассчитать «стандартную себестоимость. Предполагает бухгалтерский учет и подробный анализ возникших отклонений фактических расходов от стандартных с последующим возложением ответственности за неблагоприятные отклонения на руководителей соответствующих центров затрат. Прообраз отечественного нормативного учета.

Статический (жесткий) бюджет - бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации.

Статья калькуляции - вид затрат с учетом места его возникновения и носителя затрат. Классификация затрат по статьям калькуляции отвечает на вопросы: на что израсходованы ресурсы и где?

Субсчет – способ группировки данных аналитического учета. С. называют счетами второго порядка (счетами первого порядка являются счета синтетического учета). Они используются для получения обобщенных показателей в дополнение к данным синтетических счетов. С. имеют не все синтетические счета, а только те, показатели которых необходимо соответствующим образом сгруппировать.

Счета бухгалтерского учета – способ получения показателей по отдельным элементам хозяйственных ресурсов и источникам их образования. В процессах хозяйственной деятельности происходят изменения в составе средств и источниках их образования. Для того чтобы учесть все эти изменения, применяется система бухгалтерских счетов. Количество и наименование счетов определяются Планом счетов.

Точка безубыточности (критическая, мертвая точка, точка равновесия) -уровень деловой активности организации, обеспечивающий ей нулевой финансовый результат.

Трансфертная цена - цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Трансфертное ценообразование применяется организациями, обладающими децентрализованной организационной структурой.

Условная единица - набор затрат, необходимых для производства единицы законченной продукции.

Условно-переменные (условно-постоянныe) затраты - затраты, содержащие как переменный, так и постоянный компонент.

Учетная политика организации - выбор организацией вариантов учета и оценки соответствующих объектов, а также техники, формы и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных требований, и допущений, а также особенностей своей деятельности (организационных, технологических, уровня квалификации кадров и др.).

Финансовый бюджет - часть генерального бюджета, включающая бюджеты капитальных вложений, денежных средств и прогнозируемый баланс.

ФИФО – метод оценки запасов, основанный на допущении использования материальных ресурсов в течение отчетного года в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, поступающие в производство первыми (если в торговле, то - в продажу), должны оцениваться по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало года.

Форма бухгалтерского учета – строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации. Форма БУ постоянно совершенствуются по мере развития техники учета

Формальное уравнение бухгалтерского учета:

Актив = Собственный капитал + Внешние обязательства.

Цeнтр ответственности - структурное подразделение. организации, возглавляемое руководителем, несущим ответственность за результаты его работы.

Центр прибыли -центр ответственности, от которого в большой степени зависят главные, определяющие прибыль показатели: объем продаж, цена, переменные издержки.

Чистая приведенная (дисконтиpoваннавя) стоимость -дисконтированная стоимость, уменьшенная на сумму первоначальных инвестиционных затрат.

Шахматная оборотная ведомость – оборотная ведомость, составляемая по шахматной форме. В отличие от обыкновенной оборотной ведомости она содержит корреспонденцию счетов и является более сложной и громоздкой по строению.

Экономический элемент - однородный вид затрат на производство. Группировка затрат па элементам отвечает на вопрос: что затрачено на производство в отчетном периоде?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: