Памятники. В столице Советского Союза в настоящее время имеется семь памятников, поставленных за сто лет, предшествовавших Великой Октябрьской революции

В столице Советского Союза в настоящее время имеется семь памятников, поставленных за сто лет, предшествовавших Великой Октябрьской революции.

На Красной площади стоит двухфигурный памятник, выполненный И. И. Мартосом (1752-1835), изображающий историческую встречу нижегородского старосты Кузьмы Минина-Сухорука (1584-1616) с руководителем нижегородского ополчения князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (1578-1641), — встречу, которая определила судьбу польских интервентов, занявших Москву. В 1612 году народное ополчение, во главе которого стояли Минин и Пожарский, освобождает Москву от интервентов, спасая этим цельность и независимость Русского государства.

Памятник Минину и Пожарскому — первая монументальная скульптура, поставленная в Москве в 1918 году.

«Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России» — написано на памятнике.

Другой бронзовый монумент был воздвигнут в Москве в 1881 году. Это был памятник Александру Сергеевичу Пушкину (1799-1837) (по проекту А. М. Опекушина 1859-1921) на Страстной площади (в 1937 году переименована в площадь Пушкина).

Автор памятника А. С. Пушкина — А. М. Опекушин — кроме этой обессмертившей его имя скульптуры создал также известный памятник М. Ю. Лермонтову в Гурзуфе.

В конце XIX (века в Москве были установлены еще два монумента, один из которых — памятник гренадерам, павшим под Плевной, был открыт на сквере у Ильинских ворот в 1887 году,,а второй памятник Н. И. Пирогову (1880-1884) — у клиник в 1897 году.

Автор первого памятника В. О. Шервуд (1814-1898) — известный академик живописи, архитектор и скульптор, окончил Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Им, в частности, было запроектировано и в 1883 году построено в ложнорусском стиле здание Исторического музея Москвы.

Кроме этого В. О. Шервуд написал и вылепил ряд портретов своих современников: А. Станкевича, Н. Тютчева, С. Соловьева и других.

Талантливым скульптором С. М. Волнухиным (1859-1921). был создан и в 1909 году установлен в Театральном проезде памятник первопечатнику Ивану Федорову (1511-1921).

На высоком пьедестале черного шлифованного камня возвышается бронзовый монумент Ивану Федорову (1511-1921).

На высоком пьедестале черного камня возвышается бронзовый монумент Ивану Федорову (15??-1590), который в апреле 1563 года, совместно с Петром Мстиславцем начал изготовление

в московской типографии, устроенной царем Иваном Васильевичем Грозным, первой печатной библии «Апостол». (Этот редчайший уникум сохранился до наших дней.)

В том же 1901 году, когда С. М. Волнухин создавал монумент Ивану Федорову, другой талантливый представитель новых веяний в русской скульптуре, Н. А. Андреев, работал над двумя памятниками — Н. В. Гоголю и Ф. П. Гаазу.

Памятник Ф. П. Гаазу был установлен во дворе больницы по Большому Казенному переулку, напротив квартиры, где в последние годы жил и работал «доктор неимущих» Федор Федорович Гааз (1780-1853). Девизом жизни врача-гуманиста было — «торопитесь делать добро». Этот символ веры популярнейшего в Москве доктора первой половины XIX века и выгравирован на лицевой стороне каменного пьедестала скульптурного памятника-бюста, изображающего пожилого, сангвинической натуры человека.

В этом памятнике ощущается стремление скульптора решать проблемы формы и содержания с новых, импрессионистических позиций, пластики. Художник-импрессионист обращает внимание больше на игру света и тени, на живописность, чем на монументальность форм.

С еще большей силой это стремление ощутимо в другом произведении Н. А. Андреева — в памятнике Николаю Васильевичу Гоголю, поставленном в 1909 году в конце Гоголевского бульвара, у Арбатской площади, после двух конкурсов.

Мастер воскрешает перед зрителем в скульптурном образе Гоголя опустошенного, Гоголя периода сумеречности, периода сожжения второй части бессмертной поэмы «Мертвые души» и «Переписки с друзьями».

Эти чувства и настроения мученичества, опустошенности, трагедийной мистической безнадежности отчетливо выражены скульптором в сидящей нахохлившейся согбенной фигуре. Для своих лет - годов безудержной царской реакции (1907-1910) — памятник Гоголю был закономерным явлением.

Хотел или не хотел этого скульптор, но образ опустошенного Гоголя являлся обличением царского режима, доведшего до гибели великого русского писателя.

Блестяще сделаны (идущие, однако, вразрез с образом зябкого и скорбного Гоголя) бронзовые барельефы, в которых художник развернул целую галерею бессмертных гоголевских типов: Тараса Бульбы, Городничего, Чичикова, Коробочки, Хлестакова и многих других. Это прекрасные интерпретации героев гоголевского гения!

Таковы те скульптурные произведения, которые установлены были в Москве за годы с 1818 по 1918, то художественное наследие, что оставлено русскими ваятелями Советской эпохе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: