В практической деятельности педагоги часто применяют методы, которые усиливают воздействие на ребёнка тех или иных факторов и приводят к актуализации личности воспитуемого. Эти методы побуждают школьников, дают толчок к действию, стимулируют их.
С глубокой древности известны такие методы как: поощрение и наказание. В 20-е годы 20 века педагогикой было обращено внимание на ещё один действенный метод – соревнование. В последние десятилетия к данным методам добавился ещё один – субъективно – прагматический.
Сущность методов стимулирования: побуждение учащихся к социально одобряемому поведению. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка.
Цель применения методов:
- Активизация личности к деятельности
- Закрепление положительных действий
- Побуждение к деятельности
- Поддержание интереса к деятельности
1)Поощрение (одобрение) – выражение положительной оценки действий воспитанника. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций.
|
|
Виды поощрения: одобрение, похвала, предоставление почётных прав, награждение, одобрение.
Требования к поощрению:
1. Поощряя воспитанника необходимо стремиться, чтобы воспитанники обращались к своим внутренним убеждениям и нравственным мотивам.
2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника к другим членам коллектива.
3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому? Сколько? За что? Т.е. соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, не быть слишком частым.
4. Соблюдать справедливость при поощрении (учитывать других членов коллектива).
2)Наказание (осуждение) – это метод педагогического воздействия, который выражает отрицательную оценку, осуждение действий, поступков, противоречащих нормам поведения.
Педагоги не могут прийти к единому мнению о целесообразности применения данного метода, кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать.
В педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность (20-е годы).
Однако позже было признано правомерным педагогически правильное применение наказания.
Наказание должно: вызывать чувство стыда, неудовлетворённости; корректировать поведение ученика, дать возможность ученику понять свою ошибку.
Наказание требует обдуманных действий, анализа причин поступка, выбора такой формы, которой бы не унижала личность воспитанника.
Формы наказания: замечание, предупреждение, беседа, вызов на пед. совет, перевод (исключение) из школы.
Частым случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери; нагрубил – извинись.
|
|
3)Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных качеств.
Требования к соревнованиям:
1.Организация соревнования – основа его эффективности
2.В соревновании должны быть установлены направленность и содержание
3.Цель соревнования должна быть понятна всем
Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные и эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
4)Субъективно – прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушить дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьёзностью.
Педагоги используют напряжённую общественно – экономическую ситуацию в воспитательных целях.
Конкретные модификации субъективно – прагматического метода следующие: личные карточки самосовершенствования, которые составляются воспитателями и родителями; дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а так называемые «группы риска» из детей, склонных к правонарушениям, с которыми ведётся профилактическая работа; тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «Наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы.
Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы.