Методы стимулирования положительного поведения учащихся. Общие требования к их применению

В практической деятельности педагоги часто применяют методы, которые усиливают воздействие на ребёнка тех или иных факторов и приводят к актуализации личности воспитуемого. Эти методы побуждают школьников, дают толчок к действию, стимулируют их.

С глубокой древности известны такие методы как: поощрение и наказание. В 20-е годы 20 века педагогикой было обращено внимание на ещё один действенный метод – соревнование. В последние десятилетия к данным методам добавился ещё один – субъективно – прагматический.

Сущность методов стимулирования: побуждение учащихся к социально одобряемому поведению. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка.

Цель применения методов:

- Активизация личности к деятельности

- Закрепление положительных действий

- Побуждение к деятельности

- Поддержание интереса к деятельности

1)Поощрение (одобрение) – выражение положительной оценки действий воспитанника. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций.

Виды поощрения: одобрение, похвала, предоставление почётных прав, награждение, одобрение.

Требования к поощрению:

1. Поощряя воспитанника необходимо стремиться, чтобы воспитанники обращались к своим внутренним убеждениям и нравственным мотивам.

2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника к другим членам коллектива.

3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому? Сколько? За что? Т.е. соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, не быть слишком частым.

4. Соблюдать справедливость при поощрении (учитывать других членов коллектива).

2)Наказание (осуждение) – это метод педагогического воздействия, который выражает отрицательную оценку, осуждение действий, поступков, противоречащих нормам поведения.

Педагоги не могут прийти к единому мнению о целесообразности применения данного метода, кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать.

В педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность (20-е годы).

Однако позже было признано правомерным педагогически правильное применение наказания.

Наказание должно: вызывать чувство стыда, неудовлетворённости; корректировать поведение ученика, дать возможность ученику понять свою ошибку.

Наказание требует обдуманных действий, анализа причин поступка, выбора такой формы, которой бы не унижала личность воспитанника.

Формы наказания: замечание, предупреждение, беседа, вызов на пед. совет, перевод (исключение) из школы.

Частым случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери; нагрубил – извинись.

3)Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных качеств.

Требования к соревнованиям:

1.Организация соревнования – основа его эффективности

2.В соревновании должны быть установлены направленность и содержание

3.Цель соревнования должна быть понятна всем

Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные и эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

4)Субъективно – прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушить дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьёзностью.

Педагоги используют напряжённую общественно – экономическую ситуацию в воспитательных целях.

Конкретные модификации субъективно – прагматического метода следующие: личные карточки самосовершенствования, которые составляются воспитателями и родителями; дифференцированные группы по интересам, которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а так называемые «группы риска» из детей, склонных к правонарушениям, с которыми ведётся профилактическая работа; тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «Наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы.

Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: