double arrow

Методики формирования поведения

«Шейпинг». Мето­дика применяется для поэтапного моделирования сложного поведения, которое не было ранее свойственно человеку. Составляется цепочка последовательных шагов, овладение которыми приводит к конечной цели — усвоению новой программы поведения. В этой цепочке наиболее важным является первый элемент, который должен быть четко диф­ференцирован, а критерии оценки его достижения должны быть предельно ясными. Первый элемент достаточно связан с конечной целью шейпинга, от овладения им зависит ус­пех всей программы, так как именно он направляет все поведение в нужное русло.

«Сцепление». Методика аналогична методике «шейпинга» по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения. Желательный поведенческий стереотип рассматривает­ся как цепь отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом, запускающим следующий поведенческий акт. Формирование желательного поведения начинается с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к концу цепи, к цели. Упражнения продолжаются до тех пор, пока желаемое поведение всей цепи не будет осуществляться с помощью обычных стимулов.

«Фединг» (затухание) это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно сформированном стереотипе поведения клиент должен реагиро­вать на минимальное подкрепление прежним образом. «Фе­динг» широко применяется в коррекционной работе со стра­хами. Один из вариантов методики заключается в том, что в качестве стимулов в начале используются слайды с изобра­жением пугающего объекта или пугающей ситуации. Сразу вслед за предъявлением стимульных слайдов клиенту де­монстрируют слайды, вызывающие успокоение. Такое чере­дование продолжается до тех пор, Пока существенно не сни­зится уровень тревоги? вызываемый появлением пугающе­го объекта..

Дискриминантный стимул — стимул, предшествующий по времени определенной поведенческой реакции.

«Фединг» играет важную роль при переходе от упражне­ний в ситуации психокоррекции (совместно с психологом) к упражнениям, осуществляемым в реальном повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят уже не от психолога, а от других людей.

Вариантом вербального или невербального подкрепления, повышающим у клиента уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе доведения, может быть побуж­дение. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных на нуж­ных действиях, объектах действия и т.д.

4. Методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления. Положительное подкреп­ление — предъявление стимула, вызывающего у клиента по­зитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

Отрицательное подкрепление — удаление стимула, вы­зывающего негативно окрашенную реакцию и поэтому также приводящего к усилению определенных поведенческих ре­акций.

Нейтральные стимулы — это стимулы, которые не ока­зывают воздействия на поведение.

«Положительное подкрепление». Поведение человека на­правляет и формирует подкрепляющие стимулы, которые могут быть безусловными и приобретенными (условные под­крепляющие стимулы).

Безусловные стимулы (пища, вода, определен­ный уровень сенсорной стимуляции и др.) вызывают врож­денные реакции, не зависят от предшествующего обуче­ния, и их подкрепляющая сила зависит от периода депривации и возрастает при его увеличении.

Условные подкрепляющие стимулы форми­руются в процессе научения и носят в большинстве случаев социальный характер (внимание, похвала, ласка, одобре­ние, признание, положительная оценка, слава и т.д.).

Анализ конкретного случая, например появления у ре­бенка реакций истерического типа, позволяет выявить си­туации, в которых происходит усиление или учащение та­ких реакций. Как правило, это ситуации, в которых ребе­нок оказывается в центре внимания. Наблюдение за поведением ребенка позволяет оценить значение других под­крепляющих стимулов.

На основании полученных данных формулируется конк­ретная гипотеза о характере подкрепляющего стимула. «Выключение» подкрепляющего стимула позволяет проверить ги­потезу. Однако необходимо иметь в виду, что после удаления подкрепляющего стимула всегда существует определенный период, в течение которого нежелательное поведение возрас­тает как по частоте, так и по силе проявления. В это время ребенок «выжимает» из окружающих нужный ему подкреп­ляющий стимул, а окружающие не выдерживают «атаки» и обычно идут ему навстречу. Поэтому работа в рамках данной методики строится на основе широкого привлечения к коррекционной работе ближайшего окружения клиента.

«Контроль стимула». Методика преследует цели научить клиента:

1.Идентифицировать дискриминантные и облегчающие стимулы в реальной ситуации и выявлять условия, увеличивающие подкрепление нежелательного поведения, и из­бегать их. Например, установление связи различных ситуаций с едой (в целях контроля за весом)— еда во время случайных встреч со знакомыми, еда при просмотре телеви­зора, еда во время прогулки и т.д. — с последующим ис­ключением этих стимулов, т.е. еда только в определенном месте и в определенное время.

2.Укреплять стимулы, связанные с желательным поведе­нием. Например, составление списка продуктов и блюд, име­ющих низкую калорийность, и научение клиента определен­ным правилам использования списка. Так, ежедневный пись­менный учет калорийности потребленных продуктов позволяет быть еще более последовательным в достижении цели.

3.Манипулировать периодом депривации, не доводя его до уровня потери контроля.

Механизм действия методики строится на положении о том, что связь между некоторыми стимулами и реакциями на них носит достаточно жесткий характер. Появление сти­мула позволяет точно предсказать ответ, поэтому, контро­лируя условия появления стимулов и предшествующих ре­акций, можно добиваться изменения поведения с меньши­ми затратами времени и сил, чем контролируя результаты самого поведения.

События, предшествующие поведению, группируют сле­дующим образом:

—дискриминантные стимулы, связанные в прошлом с определенным подкреплением;

—облегчающие стимулы, вызывающие определенное поведение. Например, новая прическа и новый стиль одеж­ды могут способствовать появлению желания общаться;

— условия, увеличивающие силу подкрепления (обычно это период депривации какой-либо потребности, например период голода).

«Угашение». Методика служит решению задачи измене­ния нежелательного поведения и основана на принципе исчезновения положительно подкрепляемой реакции. Она ана-. логична методике «Положительное подкрепление», содержит ряд этапов, наиболее важным из которых является диагностический, устанавливающий особенности окруже­ния, подкрепляющие нежелательное поведение. «Угашение» предполагает лишение клиента всех положительных подкреплений данного нежелательного стереотипа поведения. Ско­рость «Угашения» зависит от того, каким образом в реаль­ной жизни подкреплялся этот стереотип. Методика требует значительного времени, так как неже­лательное поведение, прежде чем угаснуть, проходит через период первоначального возрастания по частоте и силе.

Одним из вариантов методики «Угашение» является ли­шение всех положительных подкреплений. Наиболее эффек­тивным способом лишения всех положительных подкрепле­ний считается изоляция, в реальной, жизни она практичес­ки сводится к социальной изоляции.

«Оценка ответов». Методику называют также методи­кой «штрафов». Суть ее сводится к уменьшению числа по­зитивных подкреплений за нежелательное поведение. Программа составляется таким образом, чтобы уменьше­ние определенных положительных подкреплений (а в мето­дике используется только положительное подкрепление) не могло быть легко заменено другими положительными под­креплениями.

«Насыщение». Методика основана на том, что даже поло­жительно подкрепляемое поведение имеет тенденцию к самоистощению, если оно продолжается в течение длительно­го времени (а положительное подкрепление теряет свою силу).

«Наказание». Методика заключается в использовании отрицательного (аверсивного) стимула сразу за реакцией,
которую необходимо угасить. К аверсивному обусловливанию пристают в случаях анти­социального поведения или вредных для организма привычек (курение, алкоголизм, обжорство). В противоположность систематической десенсибилизации этот метод заключается, в сочетании неприятного воздействия или неприятного со­стояния с ситуацией, которая обычно доставляет удоволь­ствие.

В качестве частных приемов коррекции отклоняющегося поведения у детей, основанных на отрицательном подкреп­лении, используют следующие:

«Тайм-аут» удаление из класса или группы, при котором ребенок с отклоняющимся поведением ли­шается возможности получать положительное подкреп­ление, связанное с групповой деятельностью. Прием удаления эффективен в коррекции агрессивного дест­руктивного поведения.

«Гиперкоррекция» эффективный прием для коррек­ции поведения детей и взрослых, нарушающих инсти­туциональные нормы. Сущность его в том, чтобы инди­вид вначале и немедленно восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим неадекватным поведением, а затем принял на себя до­полнительные обязанности по сохранению среды оби­тания.

«Штраф» — прием, широко используемый в коррек­ции. Следует только точно оговорить иерархию нарушений и размер соответствующего штрафа за произве­денное нарушение.

В поведенческой психокоррекции используют также тех­ники систематической десенсибилизации; тренинги (релак­сации, эмоциональные, поведения, общения и т.д.); погру­жения; аверсивная терапия; символическая экономия или «жетонная» техника. К преимуществам поведенческой коррекции можно от­нести непродолжительность, что позволяет контролиро­вать вызываемые ею эффекты. Методы поведенческой те­рапии широко применяются при различных формах дест­руктивного поведения: курении, алкоголизме, фобиях, заикании. Особенно поддаются ей энурез, страхи, рас­стройства сна и аппетита, приступы раздражительности.

28. ВНУШЕНИЕ. Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем В. вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Основным средством В. является слово, речь суггестора (человека, производящего В.). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.

Предлагаются различные классификации В.: В. и самовнушение; В. прямое или открытое, косвенное или закрытое; В. контактное и дистантное. В медицинской практике используются соответствующие приемы В. в бодрствующем состоянии, в состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна.

В. в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы В. обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, работоспособности и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно В. наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного В. и убеждение больного в его эффективности. Эффект В. тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего В. Степень реализации В. определяется также особенностями личности больного, выраженностью «магического» настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов.

В. в состоянии естественного сна путем нашептывания фраз спящему ребенку применяли И. В. Вяземский (1903), Бурдон и др. Оно проводится тихим голосом, но внушающим тоном. Фразы, направленные на углубление сна, чередуются с лечебными В., повторяемыми с паузами. За сеанс проводится до 6 серий таких В. Лечение этим методом трудноосуществимо, что может быть связано со слишком чутким, поверхностным сном, приводящим к легкому пробуждению, резко выраженной ориентировочной реакцией или слишком глубоким сном, при котором добиться суггестивного воздействия не удается. Наиболее широкое применение В. во время естественного сна нашло при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Однако нельзя исключить, что в этих условиях происходит общение со спящим по типу гипнотической коммуникации.

В. в состоянии гипнотического сна в лечебных целях широко распространено.

При использовании методики наркопсихотерапии лечебное действие В. реализуется в условиях искусственно вызванного наркотического сна. К методам, близким к наркопсихотерапевтическим, относится применение с психотерапевтической целью газовой смеси кислорода и закиси азота.

Косвенное В. является основой разработки опосредующей и потенцирующей косвенной психотерапии, получившей развитие в последнее время в работах главным образом курортных психотерапевтов. Разновидностью косвенного В. может считаться плацебо-терапия, при которой назначается плацебо-препарат — безвредный препарат, применяемый под видом какого-либо лекарственного средства.

Самовнушение — это методика В. каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний себе самому. В психотерапевтической практике применяются различные методики самовнушения. Чаще всего они представляют собой варианты давно предложенной методики самовнушения по Куэ. Самовнушение является основой (или одним из существенных механизмов лечебного действия) многих других методов психотерапии (см. Аутогенная тренировка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: