Техники. 1. Методика «негативного воздействия».Вее основе ле­жит парадоксальное предположение, что от навязчивой негативной привычки можно избавиться

1. Методика «негативного воздействия». Вее основе ле­жит парадоксальное предположение, что от навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее. Согласно павловскому принципу угасания условный стимул без подкрепления ведет к исчез­новению (угасанию) условного рефлекса.

К. Денлап предложил прием избавления от навязчивых движений, тиков, некоторых форм заикания, который зак­лючался в том, что человеку предлагалось сознательно вос­производить нежелательные реакции 15—20 раз подряд.

Если во время беседы психолога с клиентом (тема бесе­ды — свободная) у клиента появляется нежелательная ре­акция, беседа прерывается и возобновляется только после того, как клиент многократно сознательно воспроизведет весь комплекс реакций. Так, клиенту с заиканием реко­мендуют специально заикаться» многократно (15—20 раз) повторяя слово или фразу, которые вызывают затруднение. Клиенту с навязчивыми движениями предлагают по 10— 15 мин специально повторять движение. Первая встреча длится около 30 мин, последующие — до 1 ч. Частота встреч — 2—3 раза в неделю.

2. Методика «скнлл-терапии» (предложена Д. Мейхенбаумом, 1976 г.) направлена на развитие саморегуляции и навыков самоконтроля. Автором была разработана коррекционная программа для изменения поведения импульсив­ных, гиперактивных, неорганизованных школьников. Про­грамма содержит ряд последовательных этапов:

О Моделирование. На этом этапе взрослый ставит задачу, и, рассуждая вслух, решает ее.

О Совместное выполнение задачи. Взрослый ставит задачу и совместно с ребенком проговаривает ход ее реше­ния.

О Вербализация самостоятельного выполнения задачи. Ре­бенок самостоятельно формулирует задачи, и, прого­варивая вслух решение, самостоятельно поощряет себя («Я могу это сделать»; «Я справлюсь»...) и оценивает достигнутый результат.

О «Скрытое» выполнение задачи. Ребенок решает постав­ленную задачу, проговаривая решение «про себя» (ре­шает задачу во внутреннем плане).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: