Заключение. Рассмотренные закономерности аномалий психического раз­вития у детей способствуют расширению теоретических представ­лений о механизмах формирования

Рассмотренные закономерности аномалий психического раз­вития у детей способствуют расширению теоретических представ­лений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотношении болезненного процесса и аномалии развития, пер­вичного и вторичных дефектов, вариантах нарушений межфунк­циональных связей, приводящих к различным типам асинхронии развития, и т.д.

Изложенные данные, естественно, не претендуют на полноту освещения этой сложной и многогранной проблемы. Ее отдель­ные стороны и положения представлены при описании разных типов дизонтогенеза неравномерно, что связано с недостаточ­ностью патопсихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость дальнейших исследований.

Но и на этом этапе полученные данные уже могут внести оп­ределенный вклад в решение основных практических задач дет­ской патопсихологии: вопросов диагностики, прогноза и коррекции.

Как уже указывалось, Л.С.Выготский проблему патопсихо­логического анализа аном'алии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаружи­вающих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Вы­готский тесно связывал с решением «типологической проблемы».

Изложенная типология аномалий психического развития, вы­деление ряда параметров, характеризующих как общие законо­мерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдель­ных вариантов, могут быть использованы для психологического анализа аномалий развития.

Этот анализ строится на основании данных, полученных пато­психологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий экспе­римент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или


другими близкими родственниками, знакомства с историей бо­лезни, данными клинического исследования, сведениями, полу­ченными от педагога или воспитателя дошкольного учреждения.

Психологический анализ аномального развития ребенка дол­жен включать несколько этапов.

Первый из них — это систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент исследования. По существу это анализ психологического статуса ребенка.

Сюда прежде всего входит квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей, типичных для данно­го больного (распространенность, степень тяжести, стойкость и т. д.).

Далее следует характеристика вторичных дефектов. К ней отно­сится квалификация вторичных нарушений, как непосредствен­но обусловленных первичным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место при­надлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на свою неполноценность, и квалификации компенса­торных образований.

И наконец, большое значение для характеристики психологи­ческого статуса имеет анализ сохранных психических функций.

Для понимания механизмов формирования выявленных нару­шений психического развития чрезвычайно важен следующий этап анализа — квалификация динамики психического дизонтоге-неза. Прежде всего он включает констатацию возраста выявления аномалии развития. Большое значение здесь имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах. Важна также квалификация асинхронии развития под влиянием пер­вичного дефекта (явления изоляции, патологической фиксации, регресса, распада, акселерации). Необходимо учитывать после­довательность формирования вторичных нарушений. И наконец, анализ динамики аномалий психического развития включает в себя характеристику сохранных линий развития, не пострадав­ших от болезненного процесса.

Следующим этапом, анализа является квалификация психиче­ского онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмо­циональной сфер и личности в целом) до начала отклоне­ний в развитии.

Анализ этого этапа развития имеет особенно большое значе­ние в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденное и искаженное развитие, которое часто возникает на фоне ранее нормального психического онтогенеза. Не менее важно выявле­ние так называемой «доманифестной» симптоматики: отдельных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были.

Очень важны анализ особенностей воспитания и ок­ружения ребенка, психологическая характеристика членов


его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные пред­посылки аномального развития ребенка, так и роль неблагопри­ятных средовых условий.

Неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его разви­тия, в том числе в период, когда он попадает в поле зрения пато­психолога. Это нередко приводит к ошибочному мнению о веду­щей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии развития может быть решена только после анализа целостной структуры дефекта, ди­намики его формирования, особенностей психического онтоге­неза до выявления отклонений в развитии.

Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сфор­мулировать диагноз типа психического дизонтоге-неза: недоразвитие или задержанное, поврежденное, искажен­ное, дефицитарное, дисгармоническое развитие.

Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психи­ческого дизонтогенеза имеют значение для решения следующих вопросов:

—выбора методов психолого-педагогической коррекции;

— профилактики ряда вторичных расстройств, опираю­
щейся на использование сохранных, а иногда и акселерирован-
ных в своем развитии функций;

— определения прогноза дальнейшего психического разви­
тия ребенка.

Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом.

Выбор методов психолого-педагогической коррекции, профи­лактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозмож­ны без учета клинической картины основного заболевания или его последствий, характера медикаментозного лечения, получае­мого ребенком.

Прогноз психического развития аномального ребенка часто зависит также от ряда клинических факторов: динамики болез­ненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических заболеваний и т. д.


Библиография

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. — М., 1982.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. I, II.

Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функ­циональной системы. — М., 1978.

БадалянЛ. О. Детская неврология. — М., 1975.

Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. - М., 1987.

Башина Б. М. Ранняя детская шизофрения. — М., 1980.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М., 1979.

Белополъская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1976.

Белополъская Н.Л., Лебединский В. В. Анализ психологических предпо­сылок невротических состояний у детей в связи со школьной неуспевае­мостью // IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. — М., 1976.

Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1990.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: (Пси­хологическое исследование). — М., 1968.

Боскис P.M. Глухие и слабовидящие дети. — М., 1963.

БрунерДж. Психология познания. — М., 1977.

БрунерДж., Олвер Р., Гринфильд П. Исследования развития познава­тельной деятельности. — М., 1971.

Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. — М., 1976.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1968.

ВассерманЛ. И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихоло-гической диагностики. — СПб., 1997.

Власова Т. А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии//Дефектология. — 1975. — № 5.

Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в разви­тии. - М., 1973.


Виноградова О. С. О некоторых особенностях ориентировочных реак­ций на раздражители второй сигнальной системы у нормальных и ум­ственно отсталых школьников // Вопросы психологии. — 1956. — № 6.

Вроно М. С, Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1975. — № 5.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М., 1983. —Т. 5.

Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.

Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии. — Ростов н/Д, 1998.

Гезелл А. Педология раннего возраста. — М.; Л., 1932.

ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1998.

Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогатель­ной школы. — М., 1974.

ГуревичМ. О. Психопатология детского возраста. — М., 1932.

Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. — Томск, 1994.

Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.

Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.

Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. —Л., 1988.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1976.

Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб., 1999.

Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. —Л., 1982.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

Каган В.Е. Аутизм у детей. —Л., 1981.

Кербиков О. В. Избранные труды. — М., 1971.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.

Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию пси­хически больных детей. — М., 1963.

КорнеевА. Н. Нейропсихологические методы исследования: (Психодиа­гностические методы в педиатрии и детской психоневрологии). — СПб., 1991.

КошелеваА.Д. Усвоение новых знаний детьми-олигофренами как по­казатель их интеллектуальных возможностей // Проблемы патопсихоло­гии. - М., 1972.

Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Психология психиче­ской деятельности при шизофрении. — М., 1974.

Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возра­сте. — Прага, 1984.

Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. — М., 1969.

Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического раз­вития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980. - № 3. - С. 407-412.


Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.

Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е.Р. и др. Дети с нару­шениями общения. — М., 1989.

Лебединский В. В. Некоторые актуальные проблемы детской патопси­хологии // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1971.-№6.

Лебединский В. В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте // О диагностике психического развития личности. — Таллинн, 1974.

Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании пато­психологических симптомов ранней детской шизофрении // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1980. — № 1.

Лебединский В. В. К нейропсихологической классификации двигатель­ных персевераций // Функции лобных долей мозга. — М., 1982.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

Лебединский В. В. Детский аутизм как модель психического дизонтоге-неза// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 2.

Лебединский В. В. К проблеме формирования уровней системы эмо­циональной регуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1998. - № 4.

Лебединский В. В. Проблема развития в норме и патологии // Между­народная конференция памяти А. Р.Лурия 24—26 сентября 1997 г.: Те­зисы докладов. — М., 1998.

Лебединский В. В., КошелеваА.Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального разви­тия // Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. — М., 1974.

Лебединский В. В., Марковская И.Ф., Фишман М.Н., Труш В.Д. Ней-ропсихологический анализ детей с минимальной мозговой дисфунк­цией // А. Р.Лурия и современная психология. — М., 1982.

Лебединский В. В., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М. М. Эмо­циональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

ЛебединскийВ. В., Новикова Н. Ю. Формирование понятий у детей, боль­ных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корса­кова. - 1975. — № 11.

Лебединский В. В., Спиваковская А. С, Раменская О.Л. Патопсихоло­гическая структура игровой деятельности детей, больных шизофрени­ей//Дефектология. — 1974. — № 4.

Лебединский В. В., Шахнарович А. М. К проблеме развития речи в онто­генезе // Проблемы психолингвистики. — М., 1975.

Левин К. Теория поля в социальных науках. — М., 2000.

Левин К. Динамическая психология. — М., 2001.

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

Лоренц К. Агрессия. — СПб., 2001..


Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М., 1978.

ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 2000.

Лурия А. Р., Лебединский В. В. Об особенностях логических операций при поражении лобных долей мозга // Психологические исследования. — М., 1968. - Т. 1.

Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика за­держки психического развития //Дефектология. — 1977. — № 6.

Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально-орга­нического генеза: Автореф. дис.... канд. психол. наук. —Л., 1982.

Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1999.

Марковская И.Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихо­логическая характеристика детей с задержкой психического развития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1977. — № 12.

Мещеряков А. И. Участие второй сигнальной системы в анализе и син­тезе цепных раздражителей у нормального и умственно отсталого ребен­ка // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномаль­ного ребенка. — 1956. —Т. 1.

Мнухин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственно­го развития и психическом инфантилизме у детей. — Л., 1968.

Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормально­го и аномального развития: Автореф. дис.... докт. психол. наук. — М., 1967.

Мясищев В.И. О некоторых задачах детской психиатрии в СССР в свя­зи с ее прошлым и настоящим // Труды Ленинград, науч.-исслед. психо­неврологического института им. В.М.Бехтерева. —Л., 1961. —Т. 25.

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуаль­ных различий. — М., 1976.

Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.

Новодворская В. А. Особенности игровой деятельности умственно от­сталых детей: Тезисы докл. наконф. «Проблемы патопсихологии». Январь 1973 г. - М., 1972. - С. 254-262.

Озерецкий Н.И. Психопатология детского возраста. —Л., 1938.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяч-кова. — М., 1965.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной шко­лы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.

Пантюхина Г. В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нерв­но-психического развития детей раннего возраста. — М., 1996.

Патология влечения в структуре девиантного поведения при психи­ческих заболеваниях у детей и подростков: Методические рекомендации / Под ред. О.Д.Сосюкало. — М., 1994.

ПевзнерМ. С. Дети-олигофрены. — М., 1959.

ПевзнерМ. С. Дети-психопаты. — М., 1962.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1944.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.


Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизо­френии. — М., 1974.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Нико­лаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М.Дульнева, А. Р.Лурия. - М., 1973.

Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномально­го ребенка: В 2 т. / Под ред. А. Р. Лурия. - М., 1956. - Т. 1; 1958. - Т. 2.

Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. — М., 2002.

Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Ро­зановой, Н.В.Яшковой. — М., 1971.

Раменская О. Л. К вопросу об усвоении детьми дошкольного возраста этических представлений // Новое в психологии. — М., 1977.

Ранний детский аутизм: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. А. Власовой, В. В.Ле­бединского, К.С.Лебединской. — М., 1981.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1984.

Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1970.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.

Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглиян М.Я. Клиника и реабили­тационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. • -^

Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М., 1991.

Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогене­зе. - М., 1985.

Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. — М., 1995. — С. 154-160.

Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. — М., 1948.

Современные подходы к болезни Дауна. — М., 1991.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980.

Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. — М., 1980.

Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испы­тываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. — 1972. - № 3.

Строганова Т.А., Посикер И.Н. Функциональная организация пове­денческих состояний бодрствования младенцев: Мозг и поведение мла­денца. — М., 1993.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М., 1955. - Т. I; М., 1959. - Т. II; М., 1965. - Т. III.

Татарова И. Н. Феномен агрессии при РДА // Материалы междуна­родной научно-практической конференции памяти К. С.Лебединской. — М., 1995.

ТиграноваЛ. И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.


Ушаков Г. К. Детская психиатрия. — М., 1973.

ФлейвеллД.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже. — М., 1967.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975.

Харлоу Г., Харлоу М., Суоми С. От размышления — к лечению // На­ука и жизнь. - 1975. - № 2. - С. 80-87.

Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 2002.

Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.

ШмарьянА. С. Мозговая патология и психиатрия. — 1949. — Т. 1.

Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста // Клини­ческая психиатрия. — М., 1967.

Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. — М., 1968. - Вып. 1, 2; 1975. - Вып. 5.

Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1970. — Т. 70. — № 8.

Adams J. Clinical neuropsychology and the study of learning disorders // Pediatric Clinics of North America. — 1973. — № 20.

Ajuriaguerra J. Manuel de psychiatrie de Г enfant. — Paris, 1970.

AspergerN. Die "autistishchen Psychopatien" in Kindesalter//Arch. Psychiat. Nervenkr. - 1944. - Bd. 1117.

Autism: A. Reappraisal of Concepts and Treatment / Ed. by M.Rutter, E.Schopler. -N.Y.; L., 1980.

Benda С Die Oligophrenien // Psychiatrie der Gegenwart. — Berlin; Heidel­berg, 1960.-Bd. 11.

Bender L. Psychological problems of children with organic brain disease // Amer. J. Orthopsychiatr. — 1949. — Vol. 19.

Bender L. The brain and child behavior//Arch. Gen. Psychiatr. — 1961. — Vol. 5.

Bettelheim B. The empty fortress. - N.Y., 1967.

Bleuler M. Endocrinologische Psychiatrie. — Stuttgart, 1954.

Chess S., Thomas A. Origins and evolution of behaviour disorders. From infancy to early adult life. — Cambridge, 1987.

Clarke A. M., Clarke A. D. (Eds.) Mental Deficiency the changing outlook. — London, 1974.

Clements S.D. Minimal Brain Disfunction in Children // Children with learning problems / Ed. by S.G.Saprir, A. C. Nitzburg. — N.Y., 1973.

Corboz RJ- Spatreife und bleibende Unreibe. Eine Untersuchung uber den Psychischen Infantilismus anhand von 80 Katamnesen. — Berlin, 1967.

Gessell and Amatruda's Developmental Diagnosis the Evoluation and Management of Normal and Abnormal Neuropsychologic Development in Infancy and Early Childhood, Third Edition. - N.Y.; L., 1974.

Gollnitz G. Neuropsychiatrie des Kinders- und lugendalters. — Jena, 1970.

Grossmann G, Schmitz W. Intelligenzdiagnostik in der Zusammenarbeit zwi-schen Kinderpsychiatrie und Sonderpadagogik// Die Sonderschule. — 1967. —№ 4.

Hammer S. L. School underachiewement in the adolescent // Pediatries. — 1967.-№40.


Hermelin В., О'Connor M. Psychological Exsperiment with Autistic Child­ren. — London, 1970.

Jaspers К Gesammelte Schriften fur Psychopathologie. — Berlin, 1963.

Jordan Т.Е. The Mentally Retarded. — Columbus, 1972.

KannerL. Child Psychiatry. - N.Y., 1955.

Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities. Diagnosis and reme­diation. — Urbana, 1971.

Kirman В., Bicknell Y. Mental Handicap. — Edinburgh, 1975.

Kohler Ch. Les deficiencies intellectuelles chez l'enfant. — Paris, 1963.

Kraepelin E. Psychiatric— Leipzig, 1915.— Bd.3.

Kretschmer E. Medizinische Psychologie. — Stuttgart, 1956.

Kretschmer W. Reifung als Grund von Krise und Psychose. — Stuttgart, 1979.

Lenneberg E.H. Speech as motor skill with special reference to nonaphasic disordes: Monogr. Soc. Res. Child. Developm., 1964.

LutzJ. Psychiatric infantile. — Paris, 1968.

Masland R.L. Children with minimal brain disfunction: A national prob­lem // Learning disabilities: Introduction to educational and medical mana­gement. — Springfield, 1969.

Michaux L. Les troubles du charactere. — Paris, 1964.

Milgram N.A. Cognition and language in mental retardation: Distinctions and implications // The experimental psychology of mental retardation / Ed. by D.K.Routh. - Chicago, 1973.

OrnitzE. M. Neuropsychologic studies //Autism: a Reappraisal of Concepts and Treatment / Ed. by M. Rutter, E. Schopler. - N.Y., 1976.

Paine R. S. Minimal chronic brain syndromes in children // Develop. Med. Child. Neurol. - 1962. - № 4.

Paine R.S., Werry Y.S., Quay H. С A study of minimal cerebral disfunc­tion // Develop. Med. Child. Neurol. - 1963. - № 10.

Penrose L. S. The biology of mental defect. — London, 1963.

Ribble M.A. The rights ofinfants. - N.Y., 1943.

RimlandB. Infantile Autism. — N.Y., 1964.

Routh D. К Experimental psychology of mental retardation. — Chicago, 1973.

Satterfield J.H. et. al. Physiological studies of the hyperkinetic child //Am. J.Psychiat.-1979.-№ 128.

SchilderP. Contributions to Developmental Neuropsychiatry. — N.Y., 1964.

Scott J. P. Critical periods in organizational processes // Human Growth. — N.Y; London, 1975. - V. 3. - P. 223-239.

Spionek K.N. Zaburzenia rozwoju ucznion a niepowodzenia szkolne. — Warszawa, 1975.

Stambak M. Tonus et motricite dans la premiere enfance. Delachaux/Nies-tle, 1963.

Strauss A. A., Lehtinen L.E. Psychopathology and education of the brain-injured child. - N.Y, 1947.

Tinbergen N., Tinbergen E. Autistic children. — London, 1983.

Trad P. Infant previewing. - N.Y., 1990.

Tramer M. Lehrbuch der allgemeinen Kinderpsychiatrie. — Berlin, 1979.

Zazzo R. Manuel pour l'examen psychologique de l'enfant. — Paris, 1960.

ZazzoR. Conduites et conscience. Delachaux et Niestle. Neuchatel/Suisse. — 1968.-Vol. 11.


Оглавление

Введение........................................................................................ 3

Глава 1. Клинические закономерности дизонтогенеза...... 6

1.1. Понятие дизонтогенеза................................................. 6

1.2. Этиология и патогенез дизонтогений........................ 6

1.3. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни. 9

Глава 2. Психологические закономерности дизонтогенеза 14

2.1. Соотношение клинической и патопсихологической
квалификации психических нарушений.................... 14

2.2. Закономерности психического развития в норме

и патологии.................................................................... 15

Глава 3. Параметры оценки психического дизонтогенеза 26

3.1. Функциональная локализация нарушения............... 26

3.2. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза 32

3.3. Первичные и вторичные нарушения........................ 34

3.4. Общее и частное в синдромах дизонтогенеза.......... 36

Глава 4. Классификация психического дизонтогенеза.... 38

4.1. Типы классификаций психического дизонтогенеза 38

4.2. Общее психическое недоразвитие............................ 40

4.3. Задержанное психическое развитие.......................... 54

4.4. Поврежденное психическое развитие....................... 67

4.5. Дефицитарное психическое развитие....................... 75

4.5.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью

зрения и слуха....................................................... 75

4.5.2................................................................................ Аномалии развития в связи с недостаточностью
двигательной сферы............................................. 82

4.6. Искаженное психическое развитие........................... 93

4.7. Дисгармоническое психическое развитие...................... 118

Заключение............................................................................... 132

Библиография........................................................................... 135


Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: