Рассмотренные закономерности аномалий психического развития у детей способствуют расширению теоретических представлений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотношении болезненного процесса и аномалии развития, первичного и вторичных дефектов, вариантах нарушений межфункциональных связей, приводящих к различным типам асинхронии развития, и т.д.
Изложенные данные, естественно, не претендуют на полноту освещения этой сложной и многогранной проблемы. Ее отдельные стороны и положения представлены при описании разных типов дизонтогенеза неравномерно, что связано с недостаточностью патопсихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость дальнейших исследований.
Но и на этом этапе полученные данные уже могут внести определенный вклад в решение основных практических задач детской патопсихологии: вопросов диагностики, прогноза и коррекции.
Как уже указывалось, Л.С.Выготский проблему патопсихологического анализа аном'алии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Выготский тесно связывал с решением «типологической проблемы».
|
|
Изложенная типология аномалий психического развития, выделение ряда параметров, характеризующих как общие закономерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдельных вариантов, могут быть использованы для психологического анализа аномалий развития.
Этот анализ строится на основании данных, полученных патопсихологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий эксперимент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или
другими близкими родственниками, знакомства с историей болезни, данными клинического исследования, сведениями, полученными от педагога или воспитателя дошкольного учреждения.
Психологический анализ аномального развития ребенка должен включать несколько этапов.
Первый из них — это систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент исследования. По существу это анализ психологического статуса ребенка.
Сюда прежде всего входит квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей, типичных для данного больного (распространенность, степень тяжести, стойкость и т. д.).
Далее следует характеристика вторичных дефектов. К ней относится квалификация вторичных нарушений, как непосредственно обусловленных первичным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место принадлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на свою неполноценность, и квалификации компенсаторных образований.
|
|
И наконец, большое значение для характеристики психологического статуса имеет анализ сохранных психических функций.
Для понимания механизмов формирования выявленных нарушений психического развития чрезвычайно важен следующий этап анализа — квалификация динамики психического дизонтоге-неза. Прежде всего он включает констатацию возраста выявления аномалии развития. Большое значение здесь имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах. Важна также квалификация асинхронии развития под влиянием первичного дефекта (явления изоляции, патологической фиксации, регресса, распада, акселерации). Необходимо учитывать последовательность формирования вторичных нарушений. И наконец, анализ динамики аномалий психического развития включает в себя характеристику сохранных линий развития, не пострадавших от болезненного процесса.
Следующим этапом, анализа является квалификация психического онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмоциональной сфер и личности в целом) до начала отклонений в развитии.
Анализ этого этапа развития имеет особенно большое значение в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденное и искаженное развитие, которое часто возникает на фоне ранее нормального психического онтогенеза. Не менее важно выявление так называемой «доманифестной» симптоматики: отдельных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были.
Очень важны анализ особенностей воспитания и окружения ребенка, психологическая характеристика членов
его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные предпосылки аномального развития ребенка, так и роль неблагоприятных средовых условий.
Неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его развития, в том числе в период, когда он попадает в поле зрения патопсихолога. Это нередко приводит к ошибочному мнению о ведущей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии развития может быть решена только после анализа целостной структуры дефекта, динамики его формирования, особенностей психического онтогенеза до выявления отклонений в развитии.
Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать диагноз типа психического дизонтоге-неза: недоразвитие или задержанное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дисгармоническое развитие.
Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психического дизонтогенеза имеют значение для решения следующих вопросов:
—выбора методов психолого-педагогической коррекции;
— профилактики ряда вторичных расстройств, опираю
щейся на использование сохранных, а иногда и акселерирован-
ных в своем развитии функций;
— определения прогноза дальнейшего психического разви
тия ребенка.
Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом.
Выбор методов психолого-педагогической коррекции, профилактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания или его последствий, характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком.
Прогноз психического развития аномального ребенка часто зависит также от ряда клинических факторов: динамики болезненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических заболеваний и т. д.
|
|
Библиография
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. — М., 1982.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1980. — Т. I, II.
Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978.
БадалянЛ. О. Детская неврология. — М., 1975.
Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. - М., 1987.
Башина Б. М. Ранняя детская шизофрения. — М., 1980.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М., 1979.
Белополъская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1976.
Белополъская Н.Л., Лебединский В. В. Анализ психологических предпосылок невротических состояний у детей в связи со школьной неуспеваемостью // IV симпозиум детских психиатров социалистических стран. — М., 1976.
Бернштейн Н.А. О построении движений. — М., 1990.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: (Психологическое исследование). — М., 1968.
Боскис P.M. Глухие и слабовидящие дети. — М., 1963.
БрунерДж. Психология познания. — М., 1977.
БрунерДж., Олвер Р., Гринфильд П. Исследования развития познавательной деятельности. — М., 1971.
Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. — М., 1976.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М., 1968.
ВассерманЛ. И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихоло-гической диагностики. — СПб., 1997.
Власова Т. А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии//Дефектология. — 1975. — № 5.
Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
Виноградова О. С. О некоторых особенностях ориентировочных реакций на раздражители второй сигнальной системы у нормальных и умственно отсталых школьников // Вопросы психологии. — 1956. — № 6.
Вроно М. С, Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1975. — № 5.
|
|
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М., 1983. —Т. 5.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии. — Ростов н/Д, 1998.
Гезелл А. Педология раннего возраста. — М.; Л., 1932.
ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1998.
Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974.
ГуревичМ. О. Психопатология детского возраста. — М., 1932.
Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. — Томск, 1994.
Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939.
Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.
Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. —Л., 1988.
Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.
Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1976.
Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб., 1999.
Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. —Л., 1982.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.
Каган В.Е. Аутизм у детей. —Л., 1981.
Кербиков О. В. Избранные труды. — М., 1971.
Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. — М., 1963.
КорнеевА. Н. Нейропсихологические методы исследования: (Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии). — СПб., 1991.
КошелеваА.Д. Усвоение новых знаний детьми-олигофренами как показатель их интеллектуальных возможностей // Проблемы патопсихологии. - М., 1972.
Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Психология психической деятельности при шизофрении. — М., 1974.
Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.
Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. — М., 1969.
Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического развития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1980. - № 3. - С. 407-412.
Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М., 1991.
Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения. — М., 1989.
Лебединский В. В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1971.-№6.
Лебединский В. В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте // О диагностике психического развития личности. — Таллинн, 1974.
Лебединский В. В. Роль асинхронии развития в формировании патопсихологических симптомов ранней детской шизофрении // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1980. — № 1.
Лебединский В. В. К нейропсихологической классификации двигательных персевераций // Функции лобных долей мозга. — М., 1982.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
Лебединский В. В. Детский аутизм как модель психического дизонтоге-неза// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 2.
Лебединский В. В. К проблеме формирования уровней системы эмоциональной регуляции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1998. - № 4.
Лебединский В. В. Проблема развития в норме и патологии // Международная конференция памяти А. Р.Лурия 24—26 сентября 1997 г.: Тезисы докладов. — М., 1998.
Лебединский В. В., КошелеваА.Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального развития // Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. — М., 1974.
Лебединский В. В., Марковская И.Ф., Фишман М.Н., Труш В.Д. Ней-ропсихологический анализ детей с минимальной мозговой дисфункцией // А. Р.Лурия и современная психология. — М., 1982.
Лебединский В. В., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
ЛебединскийВ. В., Новикова Н. Ю. Формирование понятий у детей, больных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1975. — № 11.
Лебединский В. В., Спиваковская А. С, Раменская О.Л. Патопсихологическая структура игровой деятельности детей, больных шизофренией//Дефектология. — 1974. — № 4.
Лебединский В. В., Шахнарович А. М. К проблеме развития речи в онтогенезе // Проблемы психолингвистики. — М., 1975.
Левин К. Теория поля в социальных науках. — М., 2000.
Левин К. Динамическая психология. — М., 2001.
Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.
Лоренц К. Агрессия. — СПб., 2001..
Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М., 1978.
ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 2000.
Лурия А. Р., Лебединский В. В. Об особенностях логических операций при поражении лобных долей мозга // Психологические исследования. — М., 1968. - Т. 1.
Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития //Дефектология. — 1977. — № 6.
Марковская И. Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза: Автореф. дис.... канд. психол. наук. —Л., 1982.
Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1999.
Марковская И.Ф., Лебединский В. В., Никольская О. С. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. — 1977. — № 12.
Мещеряков А. И. Участие второй сигнальной системы в анализе и синтезе цепных раздражителей у нормального и умственно отсталого ребенка // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. — 1956. —Т. 1.
Мнухин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей. — Л., 1968.
Морозова Н. Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития: Автореф. дис.... докт. психол. наук. — М., 1967.
Мясищев В.И. О некоторых задачах детской психиатрии в СССР в связи с ее прошлым и настоящим // Труды Ленинград, науч.-исслед. психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. —Л., 1961. —Т. 25.
Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976.
Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.
Новодворская В. А. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей: Тезисы докл. наконф. «Проблемы патопсихологии». Январь 1973 г. - М., 1972. - С. 254-262.
Озерецкий Н.И. Психопатология детского возраста. —Л., 1938.
Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяч-кова. — М., 1965.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Пантюхина Г. В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. — М., 1996.
Патология влечения в структуре девиантного поведения при психических заболеваниях у детей и подростков: Методические рекомендации / Под ред. О.Д.Сосюкало. — М., 1994.
ПевзнерМ. С. Дети-олигофрены. — М., 1959.
ПевзнерМ. С. Дети-психопаты. — М., 1962.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1944.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. — М., 1974.
Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.
Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М.Дульнева, А. Р.Лурия. - М., 1973.
Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка: В 2 т. / Под ред. А. Р. Лурия. - М., 1956. - Т. 1; 1958. - Т. 2.
Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. — М., 2002.
Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М., 1971.
Раменская О. Л. К вопросу об усвоении детьми дошкольного возраста этических представлений // Новое в психологии. — М., 1977.
Ранний детский аутизм: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. А. Власовой, В. В.Лебединского, К.С.Лебединской. — М., 1981.
Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1984.
Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1970.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглиян М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972. • -^
Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М., 1991.
Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985.
Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня. — М., 1995. — С. 154-160.
Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. — М., 1948.
Современные подходы к болезни Дауна. — М., 1991.
Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980.
Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. — М., 1980.
Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. — 1972. - № 3.
Строганова Т.А., Посикер И.Н. Функциональная организация поведенческих состояний бодрствования младенцев: Мозг и поведение младенца. — М., 1993.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. - М., 1955. - Т. I; М., 1959. - Т. II; М., 1965. - Т. III.
Татарова И. Н. Феномен агрессии при РДА // Материалы международной научно-практической конференции памяти К. С.Лебединской. — М., 1995.
ТиграноваЛ. И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
Ушаков Г. К. Детская психиатрия. — М., 1973.
ФлейвеллД.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже. — М., 1967.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975.
Харлоу Г., Харлоу М., Суоми С. От размышления — к лечению // Наука и жизнь. - 1975. - № 2. - С. 80-87.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 2002.
Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. — М., 1968.
ШмарьянА. С. Мозговая патология и психиатрия. — 1949. — Т. 1.
Штутте Г. Психиатрия детского и юношеского возраста // Клиническая психиатрия. — М., 1967.
Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. — М., 1968. - Вып. 1, 2; 1975. - Вып. 5.
Юрьева О. П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1970. — Т. 70. — № 8.
Adams J. Clinical neuropsychology and the study of learning disorders // Pediatric Clinics of North America. — 1973. — № 20.
Ajuriaguerra J. Manuel de psychiatrie de Г enfant. — Paris, 1970.
AspergerN. Die "autistishchen Psychopatien" in Kindesalter//Arch. Psychiat. Nervenkr. - 1944. - Bd. 1117.
Autism: A. Reappraisal of Concepts and Treatment / Ed. by M.Rutter, E.Schopler. -N.Y.; L., 1980.
Benda С Die Oligophrenien // Psychiatrie der Gegenwart. — Berlin; Heidelberg, 1960.-Bd. 11.
Bender L. Psychological problems of children with organic brain disease // Amer. J. Orthopsychiatr. — 1949. — Vol. 19.
Bender L. The brain and child behavior//Arch. Gen. Psychiatr. — 1961. — Vol. 5.
Bettelheim B. The empty fortress. - N.Y., 1967.
Bleuler M. Endocrinologische Psychiatrie. — Stuttgart, 1954.
Chess S., Thomas A. Origins and evolution of behaviour disorders. From infancy to early adult life. — Cambridge, 1987.
Clarke A. M., Clarke A. D. (Eds.) Mental Deficiency the changing outlook. — London, 1974.
Clements S.D. Minimal Brain Disfunction in Children // Children with learning problems / Ed. by S.G.Saprir, A. C. Nitzburg. — N.Y., 1973.
Corboz RJ- Spatreife und bleibende Unreibe. Eine Untersuchung uber den Psychischen Infantilismus anhand von 80 Katamnesen. — Berlin, 1967.
Gessell and Amatruda's Developmental Diagnosis the Evoluation and Management of Normal and Abnormal Neuropsychologic Development in Infancy and Early Childhood, Third Edition. - N.Y.; L., 1974.
Gollnitz G. Neuropsychiatrie des Kinders- und lugendalters. — Jena, 1970.
Grossmann G, Schmitz W. Intelligenzdiagnostik in der Zusammenarbeit zwi-schen Kinderpsychiatrie und Sonderpadagogik// Die Sonderschule. — 1967. —№ 4.
Hammer S. L. School underachiewement in the adolescent // Pediatries. — 1967.-№40.
Hermelin В., О'Connor M. Psychological Exsperiment with Autistic Children. — London, 1970.
Jaspers К Gesammelte Schriften fur Psychopathologie. — Berlin, 1963.
Jordan Т.Е. The Mentally Retarded. — Columbus, 1972.
KannerL. Child Psychiatry. - N.Y., 1955.
Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities. Diagnosis and remediation. — Urbana, 1971.
Kirman В., Bicknell Y. Mental Handicap. — Edinburgh, 1975.
Kohler Ch. Les deficiencies intellectuelles chez l'enfant. — Paris, 1963.
Kraepelin E. Psychiatric— Leipzig, 1915.— Bd.3.
Kretschmer E. Medizinische Psychologie. — Stuttgart, 1956.
Kretschmer W. Reifung als Grund von Krise und Psychose. — Stuttgart, 1979.
Lenneberg E.H. Speech as motor skill with special reference to nonaphasic disordes: Monogr. Soc. Res. Child. Developm., 1964.
LutzJ. Psychiatric infantile. — Paris, 1968.
Masland R.L. Children with minimal brain disfunction: A national problem // Learning disabilities: Introduction to educational and medical management. — Springfield, 1969.
Michaux L. Les troubles du charactere. — Paris, 1964.
Milgram N.A. Cognition and language in mental retardation: Distinctions and implications // The experimental psychology of mental retardation / Ed. by D.K.Routh. - Chicago, 1973.
OrnitzE. M. Neuropsychologic studies //Autism: a Reappraisal of Concepts and Treatment / Ed. by M. Rutter, E. Schopler. - N.Y., 1976.
Paine R. S. Minimal chronic brain syndromes in children // Develop. Med. Child. Neurol. - 1962. - № 4.
Paine R.S., Werry Y.S., Quay H. С A study of minimal cerebral disfunction // Develop. Med. Child. Neurol. - 1963. - № 10.
Penrose L. S. The biology of mental defect. — London, 1963.
Ribble M.A. The rights ofinfants. - N.Y., 1943.
RimlandB. Infantile Autism. — N.Y., 1964.
Routh D. К Experimental psychology of mental retardation. — Chicago, 1973.
Satterfield J.H. et. al. Physiological studies of the hyperkinetic child //Am. J.Psychiat.-1979.-№ 128.
SchilderP. Contributions to Developmental Neuropsychiatry. — N.Y., 1964.
Scott J. P. Critical periods in organizational processes // Human Growth. — N.Y; London, 1975. - V. 3. - P. 223-239.
Spionek K.N. Zaburzenia rozwoju ucznion a niepowodzenia szkolne. — Warszawa, 1975.
Stambak M. Tonus et motricite dans la premiere enfance. Delachaux/Nies-tle, 1963.
Strauss A. A., Lehtinen L.E. Psychopathology and education of the brain-injured child. - N.Y, 1947.
Tinbergen N., Tinbergen E. Autistic children. — London, 1983.
Trad P. Infant previewing. - N.Y., 1990.
Tramer M. Lehrbuch der allgemeinen Kinderpsychiatrie. — Berlin, 1979.
Zazzo R. Manuel pour l'examen psychologique de l'enfant. — Paris, 1960.
ZazzoR. Conduites et conscience. Delachaux et Niestle. Neuchatel/Suisse. — 1968.-Vol. 11.
Оглавление
Введение........................................................................................ 3
Глава 1. Клинические закономерности дизонтогенеза...... 6
1.1. Понятие дизонтогенеза................................................. 6
1.2. Этиология и патогенез дизонтогений........................ 6
1.3. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни. 9
Глава 2. Психологические закономерности дизонтогенеза 14
2.1. Соотношение клинической и патопсихологической
квалификации психических нарушений.................... 14
2.2. Закономерности психического развития в норме
и патологии.................................................................... 15
Глава 3. Параметры оценки психического дизонтогенеза 26
3.1. Функциональная локализация нарушения............... 26
3.2. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза 32
3.3. Первичные и вторичные нарушения........................ 34
3.4. Общее и частное в синдромах дизонтогенеза.......... 36
Глава 4. Классификация психического дизонтогенеза.... 38
4.1. Типы классификаций психического дизонтогенеза 38
4.2. Общее психическое недоразвитие............................ 40
4.3. Задержанное психическое развитие.......................... 54
4.4. Поврежденное психическое развитие....................... 67
4.5. Дефицитарное психическое развитие....................... 75
4.5.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью
зрения и слуха....................................................... 75
4.5.2................................................................................ Аномалии развития в связи с недостаточностью
двигательной сферы............................................. 82
4.6. Искаженное психическое развитие........................... 93
4.7. Дисгармоническое психическое развитие...................... 118
Заключение............................................................................... 132
Библиография........................................................................... 135
Учебное издание