В соответствие с ассоциацией (союзом)

Об изменениях в законодательстве в части правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций вы узнаете из настоящего материала.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) позволяет определенным некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, приобрести статус саморегулируемых организаций, а также регулирует иные отношения, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, осуществлением их взаимодействия со своими членами, потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Саморегулируемые организации должны образовываться на основании добровольного членства в них физических и юридических лиц, которые работают в одной отрасли, на одном товарном рынке либо занимаются одной профессиональной деятельностью.

Закон N 315-ФЗ устанавливает специальные требования для организаций, называемых саморегулируемыми. Саморегулируемые организации должны быть зарегистрированы в качестве некоммерческой организации. Соответственно, их деятельность регулируется в общем порядке Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), и осуществлять предпринимательскую деятельность они не вправе. Также саморегулируемая организация не может учреждать хозяйственные товарищества и общества, занимающиеся предпринимательством в сфере, которая является предметом саморегулирования для данной саморегулируемой организации.

Саморегулируемые организации в обязательном порядке вносятся в отдельный единый государственный реестр и утрачивают статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Если нет специального указания федерального закона, то в общем случае саморегулируемая организация не имеет права:

- предоставлять свое имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц;

- выдавать поручительства, кроме как за своих работников;

- приобретать ценные бумаги, выпущенные ее членами, за исключением случаев, когда эти бумаги обращаются на публичных торгах;

- обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов;

- выступать посредником по реализации произведенной членами саморегулируемой организации продукции.

Кроме того, саморегулируемые организации должны соответствовать следующим обязательным требованиям:

- включать в себя не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности (то есть предпринимателей или фирм) либо не менее 100 субъектов профессиональной деятельности (то есть людей, которые осуществляют профессиональную деятельность определенного вида);

- иметь в наличии стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации;

- нести ответственность за каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Закона N 315-ФЗ.

Основные функции, обязанности и права саморегулируемых организаций определены в статье 6 Закона N 315-ФЗ. В частности, саморегулируемая организация:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом N 315-ФЗ и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном Законом N 315-ФЗ и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

10) ведет реестр членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными Законом N 315-ФЗ.

Кроме того, саморегулируемая организация имеет право:

1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

4) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Саморегулируемая организация обязана публиковать в средствах массовой информации или размещать в сети Интернет информацию о своей деятельности и структуре. Подробный перечень сведений, подлежащих обнародованию, приведен в статье 7 Закона N 315-ФЗ. Конкретный способ раскрытия информации для публичного пользования саморегулируемая организация выбирает самостоятельно. Главное - обеспечить доступ к ней наибольшему числу потребителей произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), а также акционерам, инвесторам и кредиторам членов саморегулируемой организации.

В статье 3 Закона N 315-ФЗ установлены основные требования для признания некоммерческой организации, созданной в соответствии с ГК РФ и Законом N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", саморегулируемой организацией. В частности, она должна:

- быть создана в целях саморегулирования;

- быть основана на членстве;

- объединять не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности в качестве ее членов исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединять не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное);

- иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

- обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого члена саморегулируемой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Закона N 315-ФЗ;

- создать специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

В силу части 6 статьи 3 Закона N 315-ФЗ некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Согласно части 1 статьи 20 Закона N 315-ФЗ ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.

В настоящее время таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации саморегулируемых организаций, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").

Однако в случае, если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом (часть 2 статьи 20 Закона N 315-ФЗ). Например, в отношении саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 109 "О федеральном органе, уполномоченном на осуществление государственного регулирования деятельности саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов" определен иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона N 315-ФЗ установлены следующие источники формирования имущества саморегулируемой организации:

- регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;

- средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

- средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

- доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;

- другие не запрещенные законом источники.

Органами управления саморегулируемой организации являются:

1) общее собрание членов саморегулируемой организации.

Общее собрание является высшим органом управления саморегулируемой организации, полномочным рассматривать отнесенные к его компетенции Законом N 315-ФЗ, другими федеральными законами и уставом некоммерческой организации вопросы деятельности саморегулируемой организации.

Общее собрание членов саморегулируемой организации созывается с периодичностью и в порядке, которые установлены уставом саморегулируемой организации, но не реже чем один раз в год;

2) постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа физических лиц - членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц - членов саморегулируемой организации, а также независимых членов.

Независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией, ее членами. Независимые члены должны составлять не менее одной трети членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Количественный состав постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, порядок и условия его формирования, его деятельности, принятия этим органом решений устанавливаются уставом некоммерческой организации.

При необходимости функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации;

3) исполнительный орган саморегулируемой организации.

К компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, не относящиеся к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации и ее постоянно действующего коллегиального органа управления.

В части 4 статьи 24 Закона N 315-ФЗ определены права, возложенные Законом на саморегулируемые организации, которые могут быть переданы членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций указанному объединению саморегулируемой организации. К таковым, в частности, отнесены права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях - членах ассоциации (союза), на разрешение споров в третейском суде, на профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций, на сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации, а также иные права саморегулируемых организаций.

Статьей 14 Закона N 315-ФЗ установлены ограничения прав саморегулируемых организаций, ее должностных лиц и иных работников (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2009 года N А19-7364/08-Ф02-1823/09 по делу N А19-7364/08). Согласно части 5 статьи 24 Закона N 315-ФЗ данные ограничения, причем в полном объеме, распространяются на ассоциацию (союз) саморегулируемых организаций, ее должностных лиц и иных работников.

Пунктом 6 статьи 24 Закона N 315-ФЗ определено, что уставом ассоциации (союза) саморегулируемых организаций может быть предусмотрена дополнительная имущественная ответственность ассоциации (союза) перед потребителями товаров (работ, услуг), произведенных членами саморегулируемых организаций, участвующих в деятельности ассоциаций (союза) саморегулируемых организаций, за счет средств компенсационного фонда, формируемых такими организациями.

Саморегулируемые организации могут быть членами торгово-промышленных палат в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

Закон N 315-ФЗ предусматривает специальные формы контроля саморегулируемой организации за выполнением ее членами установленных саморегулируемой организацией правил и профессиональных стандартов. При этом правила, устанавливаемые саморегулируемой организацией, должны содержать меры дисциплинарного воздействия за их нарушение ее участниками.

Контролирующую деятельность проводят работники указанного выше специального органа саморегулируемой организации. Они имеют право производить внеплановые и плановые проверки. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Что же касается внеплановых проверок, то они проводятся на основании жалоб о нарушении членом саморегулируемой организации требований саморегулируемой организации, а также и по другим основаниям, устанавливаемым объединением.

Участник саморегулируемой организации обязан представить саморегулируемой организации всю необходимую для проверки информацию. В свою очередь саморегулируемая организация несет ответственность за неправомерные действия своих работников при осуществлении ими контроля.

Если при проверке сотрудники саморегулируемой организации выявят нарушения, они вправе применить к нарушителю - участнику саморегулируемой организации дисциплинарные взыскания. Мерами дисциплинарного воздействия могут быть:

- предписание, обязывающее нарушителя устранить нарушения;

- вынесение предупреждения;

- наложение штрафа, который подлежит зачислению в компенсационный фонд саморегулируемой организации;

- исключение из саморегулируемой организации (только по решению коллегиального органа управления саморегулируемой организации);

- иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.

С обжалованием решения о дисциплинарном взыскании член саморегулируемой организации может обратиться в ее постоянно действующий коллегиальный орган. Решение об исключении из саморегулируемой организации можно обжаловать в суде в установленном законодательством порядке.

Отметим, что действие Закона N 315-ФЗ не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй (часть 3 статьи 1 Закона N 315-ФЗ). Подобные отношения в данном случае определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Теперь перейдем к главному.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Обратите особое внимание!

Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, в том числе тот, положения которого мы рассмотрели выше, пока не изменены. Это же распространяется и на положения Закона N 7-ФЗ, который также не изменен.

В целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае - основная цель деятельности, и абсолютно не имеет значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.

Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, что ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний.

Итак, как мы отметили, саморегулируемые организации должны быть приведены в соответствие с ассоциацией (союзом).

Согласно статье 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.

Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в:

- общественную организацию (добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей);

- автономную некоммерческую организацию (унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности);

- фонд (унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели).

Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.

В силу статьи 123.9 ГК РФ число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов).

Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).

Согласно статье 123.10 и пункту 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) относятся:

- определение приоритетных направлений деятельности, принципов образования и использования имущества;

- утверждение и изменение устава;

- определение порядка приема в состав участников и исключения из числа участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

- образование других органов и досрочное прекращение их полномочий, если уставом в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, если уставом в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов;

- принятие решений о создании других юридических лиц, об участии в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств, за исключением случаев, если уставом принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Также к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) относится принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.

В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Член ассоциации (союза) в соответствии со статьями 123.11 и пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ осуществляет следующие корпоративные права в порядке, установленном в соответствии с законом уставом ассоциации (союза):

- участвует в управлении делами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 ГК РФ;

- в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом, получает информацию о деятельности и знакомится с бухгалтерской и иной документацией;

- обжалует решения органов, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

- требует возмещения причиненных юридическому лицу убытков;

- оспаривает совершенные сделки, требует применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок.

Участники могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом.

Он также вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами.

Член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время.

Члены ассоциации (союза) наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации (см. пункт 4 статьи 65.2 ГК РФ), также обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее в случаях и в порядке, которые установлены в соответствии с законом уставом ассоциации (союза).

Членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо. Последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом.

Так же, как и любая некоммерческая организация, ассоциация (союз) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) ассоциации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации ассоциации осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона N 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Ассоциация, как и любая некоммерческая организация, может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами.

Статья 61 ГК РФ предусматривает два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица:

- обычный;

- принудительный.

Принудительная ликвидация организации - это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: