Изучение окружающего мира

Как только ребенок получает возможность передвигаться, он начи­нает исследовать окружающую обстановку, стремясь узнать как можно больше о мире вокруг себя. На определенной фазе развития даже целой коробки игрушек, поставленной посреди пола, ребенку недостаточно. Он непременно стремится открыть и за­крыть все двери, опустошить все ящики гардероба и дотянуться до хрустальной вазы на верхней полке. Это утомительно для роди­телей, но необходимо — таким путем ребенок расширяет свои по­знания об окружающем: узнает, как открывается и закрывается дверь, как выглядят одни и те же предметы с разных точек зре­ния, познает такие природные явления, как свет, тень и эхо.

Причина и следствие

Начав играть с предметами, ребенок скоро узнает: если потрясти погремушку, она загремит, а если сжать в руке резиновую игрушку-«пищалку», она запищит. Так возникает понятие о причинно-следст­венных связях. Самый простой пример: ребенок нажимает на кноп­ку механической игрушки, и из открывшейся дверцы выскакивает собачка. Вскоре ребенок осознает, что появление собачки — пря­мое следствие того, что он нажал на кнопку. Дети изучают различ­ные виды причинности, вот почему они так любят включать и вы­ключать свет, телевизор, а также играть с клавиатурой компьютера.

Понятие о причине и следствии чрезвычайно важно: оно дает ребенку представление о том, что он способен влиять на окружаю­щее и что, следовательно, мир, в котором он живет, до известной степени поддается управлению и контролю.

Соотношение предметов

Дети начинают с того, что берут отдельные предметы в рот, трясутих и бросают, но затем переходят к изучению соотноше­ния одних предметов с другими. Например, ребенок опускает лож­ку в чашку, кубик в коробку, загоняет мяч под табуретку или напол­няет пустую коробку игрушками.Он учится соотносить размеры, форму и вес предметов, понимать, например, что «этот кубик слишком большой и в маленькую коробочку не влезет», или что «этот кубик надо положить посередине, иначе башня упадет». Сравне­ние размера, формы и веса предметов закладываетосновы абстрактного и математического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: