Подражание. Дети учатся подражать вам, когда видят, как вы подражаете им

Дети учатся подражать вам, когда видят, как вы подражаете им.

Чтобы ребенок начал воспроизводить те звуки, которые вы произносите, вы должны показать ему, как это делается,—воспро­изводить те звуки, которые произносит он. Постепенно он начнет в ответ копировать вас. Когда ребенок гулит или воркует, «отве­чайте» ему теми же звуками.

Иногда вы можете начинать «разговор» первыми и смотреть, ответит ли вам ребенок. Для этого лучше всего подходят прогул­ки, поездки на машине и время купания, когда вокруг ребенка ма­ло отвлекающих факторов и ему легче сосредоточиться.

Используйте естественные жесты: например машите рукой на прощание, прикладывайте палец к губам, требуя тишины, прикладывайте руку к уху, когда хотите что-то услышать, зажимайте нос пальцами при виде испачканного подгузника.

Другие игры, развивающие стремление к подражанию,вы найдете выше, в гл. 3.

Стимуляция звуков

Разные дети наиболее «разговорчивы» в различной обстановке. Некоторые любят «поговорить» за едой или сразу после еды, раз­мяв соответствующие мышцы, другие предпочитают издавать звуки во время прогулки в коляске или поездки в машине, где их ничто не отвлекает. Следуйте желаниям ребенка. Поскольку речь невозможна без развития мышц рта и гортани, играйте с ребен­ком в игры, тренирующие эти мышцы,—пусть даже многие из этих игр, как кажется, не имеют никакого отношения кречи.

— Щекочите ребенка — пусть посмеется! Для младенцасмех — следующий после плача и улыбки способ общения.

— Издавайте забавные звуки, стройте смешные рожицы и по­буждайте ребенка вам подражать. Если ребенок начинает по­дражать вам, громко хвалите и щедро вознаграждайтеего.

— Попробуйте повторить то же самое перед зеркалом, чтобы ребенок видел одновременно и ваше, и свое лицо.

— Играйте в игры, в которых требуется дуть. Выдувайтепузы­рив воду через соломинку, передвигайте обрывки бумаги и т.д., дуя на них. Свистите в свисток, играйте на губной гармошке, трубите во всевозможные рожки, дудки и т.д. Дуйте на обрывки бумаги,кусочки тканей, легкие газовые шарфы, мыльные пузыри, перья, игрушки-мобили и смотрите, что произойдет. Задувайте свечи на пироге во время дней рождения. Булькайте под водой в ванне или бассейне. Дуйте на одуванчики.

Пускание пузырей

Научите ребенка пить через соломинку.

— Поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, леденцы и т.д.), слизывать крошки с губ. Научите приклеивать стикеры и марки и заклеивать конверты, облизывая их языком.

— Кормите ребенка твердой пищей, которую нужно жевать, это хорошая тренировка для мышц нижней челюсти, а также упражнение, помогающее осваивать новые звуки. Поощряйте ребенка переходить с полужидкого, кашеобразного питания на твердое. Если у ребенка возникают проблемы с приемом твердой пищи, обратитесьза советом к логопеду.

Во время игры или чтения произносите побольше звукоподражательных слов: «му-у-у», «мяу», «гав-гав», «тик-так», «хлоп-хлоп» и т.д. Звукоподражательные междометия часто становятся первыми словами ребенка.

— Играя в игру, которая нравится ребенку, время от времени останавливайтесь и ждите, когда он звуками попросит вас продолжать. Тогда скажите: «Еще раз» или: «И снова» и продолжайте игру. Найдите для этого занятие, которое действительно увлекает ребенка,будь то щекотка, физическая игра или пение.

— Пойте ребенку такие песенки:

Вот тихо-тихо мышка идет,

А кот лежит на кровати,

И если мышка не пискнет сейчас...

(Ребенок: «Пи!»)

Сразу схватит!

— Гуси-гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

В гости нас звала принцесса

Кушать пудинг сладкий.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго — Гав-гав!

Два котенка — Мяу-мяу!

Два утенка — Кря-кря!

Две лягушки — Ква-ква!

Два цыпленка — Пи-пи-пи!

Два теленка — My! My!

Две овечки — Бее! Бее!

Два козленка — Мее! Мее!

— Напевайте без слов что-нибудь мелодичное, вроде колы­бельной.

У Наташи с рождения язык высовывается изо рта. К трем годам она не могла произнести ничего, кроме «Э-э-э!" — с открытым ртом и высунутым языком. Чего мы только не перепробовали, чтобы научить ее сжимать губы: массировали ей рот, нажимали под подбородком, пытаясь вызвать глотательный рефлекс, гово­рили, чтобы она закрыла рот, смазывали губы всевозможными лакомствами… Однажды я лежала на кровати, положив Наташу к себе на живот. На заднем плане играла какая-то негромкая му­зыка. Я начала подпевать, «мыча» себе под нос и вдруг услыша­ла, что то же самое делает Наташа! Теперь, шесть месяцев спустя, она уже говорит «мама» и «баба».

— Купите или возьмите где-нибудь на время игрушки, включа­ющиеся от громких звуков. Они дадут ребенку прекрасную мотивацию для упражнений в речевом мастерстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: