Смысл, цели и стратегии организации

Направление деятельности организации задается, как правило, ее руководством – менеджерами высшего звена. Это направление определяет миссию организации, ее цели и стратегии. Реализация целей и стратегий опирается на создаваемую структуру организации и совокупность ценностей, убеждений, отношений, устойчивых типов поведения, свойственных всем сотрудникам организации, что в целом составляет организационную культуру.

Стратегия организации определяется ее целью. Под целью следует понимать представление руководства и сотрудников организации о конечном результате ее деятельности. Цель – это предвосхищаемый идеальный образ того, к чему стремится организация.

Цели организации можно подразделить на стратегические и оперативные.

Стратегическая цель организации отражает в себе миссию организации в социально-экономическом пространстве, в котором осуществляется деятельность организации.

В постановке стратегической цели руководство организации опирается на философию организации как совокупность смыслов и ценностей существования организации, которые выражаются в принимаемых и реализуемых персоналом ценностях, и основанных на них нормах, регулирующих деятельность организации на всех уровнях.

Организация, пока она существует, всегда обладает философией, поскольку системы смыслов, представленные в ней, выражаются ценностными ориентациями высших руководителей, с одной стороны, а с другой – ценностными ориентациями сотрудников организации, которые ставят перед собою вполне конкретные цели, связанные с деятельностью в данной организации. Как правило, в организации культивируются системы смыслов, которые выражаются ценностными ориентациями ее основателей. Это можно объяснить тем, что высшие менеджеры, обладая реальной властью, осознанно или неосознанно распространяют и утверждают в организации свои ценности и основанные на них паттерны поведения. Однако закономерным является и то, что работающие в организации люди также выстраивают свойственные их специфике деятельности паттерны поведения, основанные на их ценностях, представлениях и убеждениях. В связи с этим можно утверждать, что формирование философии организации как интеграция ценностных ориентаций разных людей и различных паттернов поведения и определяет направленность и содержание деятельности организации.

Организация, если ее рассматривать с точки зрения дарвинизма, стремится к сохранению и упрочению своего положения в большей по сравнению с ней социальной системе посредством приспособления к ней и расширения импортируемого в неё, произведенного в организации продукта. При этом совокупность смыслов жизнедеятельности людей, представляющих организацию, объединены стремлением к тому, чтобы выжить и обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Тогда организация выступает в качестве средства достижения этой цели. Поэтому смысл жизнедеятельности организации вынесен за ее пределы. Он обладает существенной социальной направленностью, поскольку обусловливается общественными потребностями в той деятельности и в том продукте, которые производятся в организации и представляют для общества потребительскую ценность.

Отсюда следует, что философия организации может являться созидательной, перспективной, но может быть и разрушительной, тупиковой. То есть, если организация и её деятельность востребованы и приняты окружающей средой, обществом, то организация выживает и имеет устойчивые тенденции роста и развития. И наоборот, если организация ориентируется только на собственные корпоративные ценности, то она достаточно быстро теряет жизнеспособность и прекращает свое существование под влиянием действий конкурентов, которые более чувствительны к изменчивости окружающей среды, особенно в части создания общественной полезности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: