Развитие группы — это ее изменение во времени. Супруги спустя два года после свадьбы уже не те, какими они были в день первого свидания. Школьная футбольная команда играет лучше (надо надеяться) в конце сезона, нежели в начале года, когда ее только сформировали. С течением времени индивидуумы определяются со своими ролями и положением в группе, взаимодействуют друг с другом и решают другие важные задачи. Подробно процесс развития группы мы обсудим в следующей главе. К счастью для нас, разные типы групп проходят через одни и те же этапы, что позволяет говорить о паттернах развития.
Нормы
«Нормы объясняют, как в группе вырабатываются общие для всех ее членов поведенческие и интеллектуальные стандарты» (Moscovici, 1985). Проще говоря, нормы регламентируют, «как надо и как не надо себя вести». Нормы есть у любой группы. Споры вызывает вопрос, считать ли нормами только имплицитные (неписаные) требования или же к нормам следует относить любые правила, действующие в группе (Andrews, 1988). Я думаю, нормами можно называть только не прописанные требования. Если они прописаны на бумаге, то это уже не нормы, а правила. С правилами проще: о них можно справиться. Предположим, вас пригласили на официальный обед. Вы знаете, что, сев за стол, вы увидите перед собой четыре вилки, три ложки и пять бокалов. Чтобы не оплошать за обедом, вы можете заглянуть в справочник по этикету — там объясняется, когда, где и как пользоваться этой утварью.
|
|
Разузнать о нормах сложнее. Предположим, вы поступили на новую работу. Там не нужно носить униформу. Что вы наденете в первый день — строгий костюм или джинсы? Как вам вести себя с новыми коллегами? Как вы узнаете, принято ли у них говорить о личных делах или они ограничиваются сугубо деловым общением? Вам остается только подделываться под окружающих и надеяться, что вы не ошибетесь. Вступая в новую группу, старайтесь держаться как можно более нейтрально и наблюдайте за поведением других — в нем содержится немало подсказок. Не волнуйтесь. Если вы нарушите какую-нибудь норму, группа даст вам знать об этом. По правде говоря, именно таким образом мы чаще всего узнаем о существовании и содержании тех или иных норм.
Действующие в большинстве групп нормы можно разделить на четыре класса (Robbins 1989). Рабочие нормы подсказывают членам группы, как им работать, сколько усилий прилагать, к каким результатам стремиться и как общаться друг с другом в рабочее время. Нормы, касающиеся внешнего вида,
Базовые законы групповой динамики
подсказывают, как одеваться, чтобы в тебе узнавали члена группы. У преступных банд, например у «Лос-Анджелес Крипе» или «Бладс», есть свои цвета, указывающие на принадлежность к банде: «Крипе» ходят в синем, а «Бладс» — в красном. Тех, кто появлялся на территории банды в одежде «неправильного» цвета, ожидала печальная участь. Неформальные социальные нормы управляют поведением членов группы в нерабочих ситуациях, например: диктуют им, с кем пить кофе во время перерывов. В своей преподавательской практике я наблюдала немало примеров подобных норм, действующих в студенческой среде. Приведу один из них. В первый день курса студенты входят, в класс и занимают те места, которые им приглянулись. Согласно неписаному правилу, выбранное студентом в первый день место закрепляется за ним до конца семестра, и если кто-то осмелится занять «чужой» стул, его «владелец» будет крайне недоволен.
|
|
И, наконец, нормы,- регламентирующие распределение ресурсов, определяют раздачу благ. В нашем университете премиальный фонд для профессорско-преподавательского состава делится между факультетами поровну, но каждый факультет сам решает, как распределить эти деньги. На некоторых факультетах деньги просто делят поровну между преподавателями (не самый лучший способ с точки зрения мотивации, но зато бесконфликтный), тогда как на других действуют различные формы оценки и преподавателей премируют в соответствии с трудовыми показателями.
Итак, нормы есть у любой группы. Но зачем группе нормы? Бэрон и др. (Baron et al, 1992) назьшают три причины. Во-первых, нормы являются инструментом контроля, без которого невозможны выживание и процветание группы. Во-вторых, нормы упорядочивают социальную жизнь, делают ее более предсказуемой. И, в-третьих, нормы снижают степень неопределенности в необычной, непредсказуемой или угрожающей среде. Нормы — это механизм контроля. Если вы хотите быть членом группы, вы должны соблюдать ее нормы. Если вы не будете считаться с этими нормами, вы поставите под угрозу свое членство в группе.
Ошибается тот, кто думает, что его поведение не контролируется никакими нормами. Попробуйте спуститься с пешеходного моста по левой стороне лестницы, попробуйте, приветствуя друга, подать ему левую руку, попробуйте поговорить с малознакомым человеком, стоя к нему вплотную. Слово «норма» лежит в основе слова «ненормальный». Мы называем ненормальными тех, кто не хочет или не может следовать принятым в обществе нормам. Такие люди пугают нас. В крайних случаях мы даже помещаем их в психиатрические лечебницы (Schasz, 1970).
Читая курс социальной психологии, я однажды предложила студентам — тем, кто захочет — попробовать нарушить какую-нибудь социальную норму и затем доложить результаты классу. И один студент провел такой эксперимент. Он нарядился в длинное красное вечернее платье с блестками и большим
декольте и просто прогулялся по одной из галерей торгового центра. Вы уже поняли, наверное, что это был мужчина — и, надо заметить, довольно волосатый мужчина! Пока он шел по галерее, его пять раз останавливали представители службы безопасности. Он не нарушал никаких правил, но люди останавливались и показывали на него пальцем, а некоторые даже звонили в полицию!
Резюме
Мы начали наше путешествие в мир групповой динамики с изложения основополагающих законов группы. Мы решили сосредоточиться на изучении малых целевых групп. Мы обнаружили, что в таких группах существуют деловой и социальный аспекты отношений, что взаимодействие в них протекает на формальном и неформальном уровнях. Мы определили группу как объединение, состоящее из двух или более человек, которые играют определенные роли, имеют разный статус, которые взаимодействуют друг с другом и вырабатывают общие цели, сохраняя при этом индивидуальные цели, которые меняются с течением времени и строят свое поведение в соответствии с принятыми нормами.
|
|
Природа или воспитание Продуктивность Развитие группы Размер (группы) Ролевое напряжение Ролевой конфликт Ролевые ожидания Роль Собрания для выработки решений Социальный аспект Сплоченность Статистическая значимость Статус Триада Усвоение роли Формальные аспекты группы Формальные групповые цели Цели Ясность (ролей) |