Развитие группы

Развитие группы — это ее изменение во времени. Супруги спустя два года после свадьбы уже не те, какими они были в день первого свидания. Школь­ная футбольная команда играет лучше (надо наде­яться) в конце сезона, нежели в начале года, когда ее только сформировали. С течением времени ин­дивидуумы определяются со своими ролями и по­ложением в группе, взаимодействуют друг с другом и решают другие важные задачи. Подробно процесс развития группы мы обсудим в следующей главе. К счастью для нас, разные типы групп проходят че­рез одни и те же этапы, что позволяет говорить о пат­тернах развития.

Нормы

«Нормы объясняют, как в группе вырабатывают­ся общие для всех ее членов поведенческие и интел­лектуальные стандарты» (Moscovici, 1985). Проще говоря, нормы регламентируют, «как надо и как не надо себя вести». Нормы есть у любой группы. Спо­ры вызывает вопрос, считать ли нормами только имплицитные (неписаные) требования или же к нормам следует относить любые правила, действу­ющие в группе (Andrews, 1988). Я думаю, нормами можно называть только не прописанные требования. Если они прописаны на бумаге, то это уже не нор­мы, а правила. С правилами проще: о них можно справиться. Предположим, вас пригласили на офи­циальный обед. Вы знаете, что, сев за стол, вы уви­дите перед собой четыре вилки, три ложки и пять бокалов. Чтобы не оплошать за обедом, вы можете заглянуть в справочник по этикету — там объясня­ется, когда, где и как пользоваться этой утварью.

Разузнать о нормах сложнее. Предположим, вы поступили на новую работу. Там не нужно носить униформу. Что вы наденете в первый день — стро­гий костюм или джинсы? Как вам вести себя с но­выми коллегами? Как вы узнаете, принято ли у них говорить о личных делах или они ограничиваются сугубо деловым общением? Вам остается только подделываться под окружающих и надеяться, что вы не ошибетесь. Вступая в новую группу, старайтесь держаться как можно более нейтрально и наблюдай­те за поведением других — в нем содержится нема­ло подсказок. Не волнуйтесь. Если вы нарушите какую-нибудь норму, группа даст вам знать об этом. По правде говоря, именно таким образом мы чаще всего узнаем о существовании и содержании тех или иных норм.

Действующие в большинстве групп нормы мож­но разделить на четыре класса (Robbins 1989). Ра­бочие нормы подсказывают членам группы, как им работать, сколько усилий прилагать, к каким ре­зультатам стремиться и как общаться друг с другом в рабочее время. Нормы, касающиеся внешнего вида,


 

Базовые законы групповой динамики



подсказывают, как одеваться, чтобы в тебе узнава­ли члена группы. У преступных банд, например у «Лос-Анджелес Крипе» или «Бладс», есть свои цвета, указывающие на принадлежность к банде: «Крипе» ходят в синем, а «Бладс» — в красном. Тех, кто появлялся на территории банды в одежде «неправильного» цвета, ожидала печальная участь. Неформальные социальные нормы управляют пове­дением членов группы в нерабочих ситуациях, на­пример: диктуют им, с кем пить кофе во время пе­рерывов. В своей преподавательской практике я наблюдала немало примеров подобных норм, дей­ствующих в студенческой среде. Приведу один из них. В первый день курса студенты входят, в класс и занимают те места, которые им приглянулись. Со­гласно неписаному правилу, выбранное студентом в первый день место закрепляется за ним до конца семестра, и если кто-то осмелится занять «чужой» стул, его «владелец» будет крайне недоволен.

И, наконец, нормы,- регламентирующие распреде­ление ресурсов, определяют раздачу благ. В нашем университете премиальный фонд для профессор­ско-преподавательского состава делится между фа­культетами поровну, но каждый факультет сам ре­шает, как распределить эти деньги. На некоторых факультетах деньги просто делят поровну между преподавателями (не самый лучший способ с точ­ки зрения мотивации, но зато бесконфликтный), тогда как на других действуют различные формы оценки и преподавателей премируют в соответ­ствии с трудовыми показателями.

Итак, нормы есть у любой группы. Но зачем груп­пе нормы? Бэрон и др. (Baron et al, 1992) назьшают три причины. Во-первых, нормы являются инстру­ментом контроля, без которого невозможны выжи­вание и процветание группы. Во-вторых, нормы упорядочивают социальную жизнь, делают ее более предсказуемой. И, в-третьих, нормы снижают сте­пень неопределенности в необычной, непредсказу­емой или угрожающей среде. Нормы — это меха­низм контроля. Если вы хотите быть членом груп­пы, вы должны соблюдать ее нормы. Если вы не будете считаться с этими нормами, вы поставите под угрозу свое членство в группе.

Ошибается тот, кто думает, что его поведение не контролируется никакими нормами. Попробуйте спуститься с пешеходного моста по левой стороне лестницы, попробуйте, приветствуя друга, подать ему левую руку, попробуйте поговорить с малозна­комым человеком, стоя к нему вплотную. Слово «норма» лежит в основе слова «ненормальный». Мы называем ненормальными тех, кто не хочет или не может следовать принятым в обществе нормам. Такие люди пугают нас. В крайних случаях мы даже помещаем их в психиатрические лечебницы (Schasz, 1970).

Читая курс социальной психологии, я однажды предложила студентам — тем, кто захочет — попро­бовать нарушить какую-нибудь социальную норму и затем доложить результаты классу. И один студент провел такой эксперимент. Он нарядился в длинное красное вечернее платье с блестками и большим


декольте и просто прогулялся по одной из галерей торгового центра. Вы уже поняли, наверное, что это был мужчина — и, надо заметить, довольно волоса­тый мужчина! Пока он шел по галерее, его пять раз останавливали представители службы безопаснос­ти. Он не нарушал никаких правил, но люди оста­навливались и показывали на него пальцем, а неко­торые даже звонили в полицию!

Резюме

Мы начали наше путешествие в мир групповой динамики с изложения основополагающих законов группы. Мы решили сосредоточиться на изучении малых целевых групп. Мы обнаружили, что в таких группах существуют деловой и социальный аспек­ты отношений, что взаимодействие в них протека­ет на формальном и неформальном уровнях. Мы определили группу как объединение, состоящее из двух или более человек, которые играют определен­ные роли, имеют разный статус, которые взаимодей­ствуют друг с другом и вырабатывают общие цели, сохраняя при этом индивидуальные цели, которые меняются с течением времени и строят свое пове­дение в соответствии с принятыми нормами.

Природа или воспитание Продуктивность Развитие группы Размер (группы) Ролевое напряжение Ролевой конфликт Ролевые ожидания Роль Собрания для выработки решений Социальный аспект Сплоченность Статистическая значимость Статус Триада Усвоение роли Формальные аспекты группы Формальные групповые цели Цели Ясность (ролей)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: