Конфронтация

Стадия смятения по Такману и Йенсену и стадия конфронтации по Коэну и др. по существу совпада­ют. Это крайне важная фаза группового развития. Весьма вероятно, что группы, пытающиеся проско­чить эту стадию, никогда не смогут продуктивно работать. Можно избежать этой стадии в группах, объединяющихся на очень короткий срок; группы, которые рассчитывают просуществовать достаточ­но долгое время, при попытке миновать эту стадию могут навсегда остаться на этом уровне — и вынуж­дены будут это сделать.

На этой стадии, которую Такман и Йенсен назва­ли стадией смятения, люди довольно часто покида-


Глава 3

 



ют группу. Она вызывает в воображении картины драк и перестрелок. До этого обычно не доходит, если только группа не попытается проскочить эту стадию или не станет действовать неправильно. Разногласия существуют в любой группе. На стадии членства эти разногласия не всплывали, потому что каждый пытался произвести на других хорошее впечатление. Попытка подавить несогласие похожа на попытку удержать крышку над скороваркой: чем больше давление, тем сильнее будет взрыв. Неко­торые группы проходят через эту стадию, даже не поняв, что они это сделали. Как правило, это спло­ченные группы с настолько высоким уровнем дове­рия и прекрасно развитыми коммуникативными на­выками, что несогласие в них считается явлением естественным.

Вступление в стадию конфронтации в группе яв­ляется позитивным признаком, а не предвестием того, что группа сбилась с пути (таким образом кон­фронтацию обычно интерпретируют те, кому не нравятся споры и возможное проявление агрессии). Доказано, что уровень напряженности снова стре­мительно возрастает, когда все спрашивают, что же будет дальше. Однако вступление в эту стадию признак налаживания доверительных отношений между членами группы. Как я уже говорила, мы не вступаем в конфронтацию, если мы не можем пред­сказать реакцию и не считаем, что реакция будет адекватной. Так что возникновение конфликта сви­детельствует о том, что группа развивается нор­мально. Группы, которые нормально проходят через эту стадию (опять же хочу повторить и подчеркнуть слово «нормально»), успешно трансформируются в другой коллектив. В четвертой главе мы обсудим коммуникативные навыки, помогающие уладить конфликт (повышение голоса и оскорбления не по­могают), а в девятой главе — различные подходы к разрешению конфликтов.

Вспомните, как вам впервые пришлось поссо­риться с членом новой группы или с человеком, с которым у вас завязались дружеские или ро­мантические отношения. Был ли у вас, перед тем как вы начали ссориться, «медовый месяц»? Быть может, на первых трех или четырех свиданиях вы жертвовали со­бой, смотрели фильмы ужасов и ходили в китайский ресторн, а потом не вытерпели и во время очередной встречи заявили, что на дух не переносите «ужастики», а китайской кухне предпочитаете пиццу? Что вы почувство­вали, когда со всем этим разобрались?

Что это за чудеса? Во-первых, всякий, кому при­ходилось проходить в отношениях период первого спора, может поручиться, что если уладить разно­гласия, сохранив отношения и не нарушив целост­ность группы, это придаст группе уверенности в том, что конфликт можно разрешить, никого не обидев. Это также стимулирует гигантский скачок продук­тивности группы — как количественной, так и ка­чественной.


Практически с самого начала работы в группе оказывается, что я могу вынести на обсуждение группы любое предложение, — даже необдуманное и очевидно нелепое, — ведь я уверена, что группа не встретит его в штыки и не станет критиковать меня, а мое предложение может быть и принято.

Осознав, что мои идеи могут оспорить, я соби­раюсь впредь быть осторожнее, и тщательнее обду­мывать то, что я намерена предложиь группе. Каче­ство материала растет, в группе впервые появляет­ся контроль качества, потому что теперь члены группы уже не станут принимать любое предложе­ние или идею «с потолка». Они будут выбирать лучшее из лучшего. Теперь можно сместить акцент с социальных проблем группы (потому что группа уверена, что может эффективно разрешать конф­ликты) на ее цель первичную причину существо­вания группы с уверенностью, что теперь выбра­ны будут самые лучшие идеи.

Существует три типа конфликта, которые прояв­ляются на данной стадии. Первые два — этро нор­мальные, ожидаемые конфликты. Они проявляют­ся во всех группах и, скорее всего, будут успешно разрешены. Третий тип, который труднее всего идентифицировать и разрешить, может разрушить группу. Первый тип конфликта известен как лож­ный, или аутистический (Holmes & Miller, 1976). Казалось бы, налицо конфликт, однако, изучив си­туацию, мы видим, что имеет место недопонимание. Например, Марио приходит на собрание, и в этот самый миг вся группа начинает смеяться. Марио убежден, что группа смеется над ним, он злится и вступает с коллегами в конфликт. Если сотрудни­ки объяснят Марио, что кто-то только что расска­зал анекдот и время его прихода совпало с этим моментом, Марио, скорее всего, захочет услышать этот анекдот и остынет. Или, как иногда случается в классе, на лекции или на презентации, кто-то вдруг встает и уходит. Будучи преподавателем, я начала бы перебирать в памяти, что я только что сказала, и думать, не могла ли я чем-то обидеть этого челове­ка. Может быть, я действительно сказала что-то не то, а может быть, ему просто надо успеть забрать ребенка из.детского сада или он внезапно вспомнил о назначенной встрече. Или же ему понадобилось в туалет. В отсутствие коммуникации можно делать предположения и атрибуции (объяснения), которые не соответствуют действительности. Говоря о лож­ном или аутистическом конфликте, мы понимаем, что в реальности никакого конфликта не существует.

Второй тип конфликта, случайный конфликт (Deutsch, 1973), предполагает, что в группе есть ре­альный конфликт. Случайный конфликт происхо­дит, когда поведение индивида или группы создает проблему для одного или нескольких ее членов. На­пример, Маргарет употребляет в речи непристой­ные выражения, что сильно задевает Пола, истин­ного христианина. Или группа каждый раз должна на полчаса откладывать начало собрания, потому что Майкл редко приходит вовремя.

Здесь нет никакого недопонимания. Для того что­бы конфликт разрешился, нарушители должны из-


т

 

Групповое развитие и социализация



менять свое поведение. Возможно, Маргарет поня­тия не имела, что она огорчает Пола. Она извиняет­ся и соглашается следить за своей речью, находясь в группе, из уважения к убеждениям Пола. Когда проблема касается двух людей, они оба вовлечены в нее. Если Пол ничего не говорит Маргарет, он ви­новат в возникновении конфликта точно так же, как и Маргарет. Если Маргарет продолжает постоянно говорить непристойности, возможно, что она попа­ла в эту группу случайно и Полу придется потер­петь. Может статься, что члены группы предпримут определенные действия — позвонят Майклу вече­ром накануне собрания или за час до начала и на­помнят ему о назначенном времени. Возможно, кому-то придется забирать его и физически достав­лять на собрания.

Но опять же, возможно, дело не только в этом. Может оказаться, что группа назначает собрания каждый раз на то время, когда Майкл ходит к пси­хотерапевту. Он не хочет рассказывать членам груп­пы, что консультируется у терапевта, поэтому и не предлагает перенести собрания на другое время. Или же никто из группы не знает, что мама Майкла смертельно больна и у него сейчас сильнейший стресс, он старается проводить как больше времени с нею и в тоже время не терять контакт с собствен­ной жизнью. Повторяю, если существует обосно­ванная причина подобного поведения, ее необходи­мо объяснить. Нельзя позволять, чтобы группа делала неверные предположения относительно при­чин или мотивов, стоящих за чьим-то поведением (Маргарет — просто «отребье», а Майкл безответ­ственный), — надо, чтобы группа пыталась решить проблему так, чтобы решение устраивало макси­мальное количество людей, сделав это как можно мягче или, по крайней мере, как можно более циви­лизованно.

Н

] Случалось ли вам входить в группу, в которой J поведение одного или нескольких людей — — например постоянные опоздания или срывы сроков выполнения задач — создавало реальные труд­ности у прочих членов группы? Сколько времени заняло воспитание нарушителя? Нашли ли вы решение пробле­мы? Обсудите возможность того, что ваше поведение, — точнее, молчание, — усугубляло ситуацию. Как же надо было вести себя в такой ситуации?

Последний тип конфликта — это эскалационный конфликт (Forsyth, 1990), или вторичная напря­женность (Bormann, 1990). Его трудно определить, а между тем он может стать для группы фатальным. Эскалационый конфликт — это уже не единичный, идентифицируемый инцидент. Это череда кажу­щихся небольшими и не связанными друг с другом случайных или ложных конфликтов. Дело именно в череде конфликтов. Рассмотрим, например, такой случай. В конце собрания Комитета по организации вечера встречи выпускников университета Карлос предлагает встретиться еще раз в следующую среду.


Анжела говорит, что в среду не может, и как насчет четверга. Дата определена, и Анжела предлагает встретиться в семь вечера в тайском ресторане. Кар­лос говорит, что в четверг он работает до восьми и к тому же ему не нравится тайская кухня, так что как насчет того, чтобы встретиться в полдевятого в ресторане с традиционным европейским меню.

Действительно ли эти три конфликта не связаны друг с другом? Ничего подобного. В каждом случае мы видим, что Карлос и Анжела вступили в кон­фронтацию по кажущемуся тривиальным вопросу, который может и должен быть тут же разрешен. На самом же деле вопрос состоит в том, кто станет бо­лее влиятельным в группе. Это скрытая борьба за власть. Если это будет продолжаться и группа не сумеет распознать конфликтную модель, они поте­ряют очень много времени, пытаясь разрешить каж­дую из возникающих маленьких проблем. Их вре­мя и энергия будут тратиться не на задание. К тому же никому не нравится находиться рядом с теми, кто постоянно пререкается и ссорится. Группа может просто распасться.

В случае эскалационного конфликта реальным источником трудностей почти всегда является не­разрешенная проблема. Возможно, у Анжелы и Кар-лоса когда-то был роман, а потом Карлос ушел к Катрине. Может быть, Анжела просто хочет сделать жизнь Карлоса невыносимой. Несмотря на то, что потенциальных источников эскалации конфликта неисчислимое множество, самым частым является борьба за власть или контроль в группе. Какой бы ни была основная причина, ее необходимо иденти­фицировать, обсудить и решить совместно в груп­пе. Легко ли это? Конечно, нет. Необходимо ли это? Конечно, если только группа хочет продолжать су­ществование и успешно достигать поставленных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: