Уход из группы

В другом случае, опираясь на повторное оцени­вание, вы решаете, что не хотите возвращаться к прежним отношениям или группе. Вы уходите из группы и снова оказываетесь в роли «одиночки». Возможен также вариант, когда вы решаете вернуть­ся, но группа вас обратно не принимает. Или, что лучше всего, ваше решение обоюдно.

Однако, если речь идет о группе, работе, школе, люовных отношениях и т. д., осталось сделать еще кое-что. Вы должны проанализировать свой опыт и извлечь урок из того, что произошло — психологи­чески связать болтающиеся концы. Будете ли вы вспоминать о пережитом с удовольствием или ста­нете обдумывать план мести? Вы вступаете на ста­дию воспоминаний. Начав дискуссию о социализа­ции, я предупредила вас, что стадия воспоминаний часто ассоциируется с негативными чувствами. Мы изучим возможные объяснения этого негативного результата, но сначала давайте рассмотрим условия, при которых ваши воспоминания о группе будут исключительно положительными — как, впрочем, и воспоминания группы о вас.

Память — интересная вещь. Многие считают, что воспоминания записаны в нашем мозгу, как слова на странице, и все, что нужно сделать, — это вер­нуться и найти их, когда мы хотим что-то вспомнить (или получить хорошую оценку на экзамене). Но последующие события могут изменить или иска­зить наши воспоминания. Исследования памяти, например работа Лофтуса (Loftus, 1983), показыва­ют, что к изменению или к искажению результата может привести даже то, каким образом вас просят что-то вспомнить. Таким образом, то, как были пре­кращены ваши отношения с группой, может оказать существенное влияние на ваши воспоминания об опыте в целом.

Мы, вероятнее всего, сохраним хорошие воспо­минания о групповом опыте, если разрыв с группой был частью соглашения, например вы вступили в Корпус Мира на два года, или если ваш уход был спровоцирован внешними силами, скажем, вашу жену перевели в Сиэттл и вы уходите с работы, что­бы уехать с ней. Обе стороны знали о вашем ухо­де, — или отношения были временными, или груп­па хотела удержать вас, а вы хотели остаться, но не смогли. Впоследствии вы будете вспоминать об этом с любовью.


Глава 3

 



Практически в любой другой ситуации более вероятно, что воспоминания обеих сторон (ваши и вашей группы) будут негативными. Что ж, вы — пре­ступник? Нет, жертва когнитивного диссонанса. Вы уходите, когда другие хотят, чтобы вы остались. Естественно, ваш уход обоснован. Однако с точки зрения группы вы — крыса и дезертир. Если бы вы были хотя бы вполовину так хороши, как о вас ду­мали, вы бы поняли, в какую прекрасную группу попали, и думать бы не стали об уходе. Так как про­чие участники группы не могут быть причиной ва­шего ухода, проблема заключается в вас самих. Или, наоборот, вас увольняют. Естественно, вы не понравились членам группы, и, с вашей точки зре­ния, они полные идиоты, потому что позволяют уйти такому прекрасному человеку, как вы.

Вот реальный пример. Моей первой работой с полной занятостью было место в частном коллед­же, которым управляли так же, как бизнес-предпри­ятием: сверху вниз. Это достаточно необычно для научной сферы. На факультетах, как правило, есть хотя бы советы, руководящие такими вопросами, как составление расписания, прием студентов и политика присуждения научных степеней. Наше же руководство принимало все решения наобум. Ди­рективы передавались главам факультетов (назна­ченным руководством), которым было приказано обеспечить стопроцентную поддержку принимае­мых решений. В отличие от моих удивительных коллег, я не захотела быть частью этой группы. К тому же я собиралась переехать в другую часть страны. В течение года я активно искала работу (мои нани­матели об этом не знали), но затем мне предложи­ли пост главы факультета; это предложение я от­клонила. В этом же году факультет решил взбунто­ваться. В администрацию поступали письменные петиции и письма с угрозами. Несмотря на то, что я была полностью согласна с позицией коллег, я пред­почитала держаться подальше- от бунтовщиков, потому что не могла позволить себе роскошь быть уволенной (в частных колледжах работника могут уволить в одностороннем порядке по желанию на­нимателя). Одна их моих коллег и подруг ходила на встречи с администрацией и подписывала пети­ции и письма. На той же неделе, когда мне предло­жили новую работу, ее муж был переведен в другой штат. Так что мы уезжали вместе. Несмотря на то, что у нас остались добрые воспоминания о чрезвы­чайно сплоченной группе, в которой мы работали, каждый из нас был рад уйти. Она продолжала сле­дить за развитием событий в колледже даже после нашего ухода. Я — нет.

Меня не удивило, когда она позвонила мне и рас­сказала, как руководство отреагировало на наш отъезд — они.сожалели, что потеряли ее, одного из лучших преподавателей в колледже. Как жаль, что кое-кто (не названный) вовлек ее в прошлом году в эту неприятную ситуацию! Я же, с другой стороны, была просто-таки демон во плоти. Оказывается, это я подняла восстание на факультете. Как я могла уйти после всего, что они для меня сделали и что мне предложили?


Я не могу привести лучшего примера когнитив­ного диссонанса на стадии воспоминаний процесса социализации.

Резюме

В этой главе мы изучили влияние на группу вре­менных изменений. Мы увидели, что при наилуч­ших условиях группа со временем перерастает из набора индивидов в действенную, продуктивную целостность. Мы обсудили, как ускорить процесс выработки методов решения социальных проблем, прежде чем выполнять первое серьезное задание. Мы поговорили о необходимости разногласий в группе и об их позитивном влиянии на качество производимого группой продукта. Мы определили типы конфликтов и потребность в коммуникатив­ных навыках и навыках разрешения конфликтов, которые мы изучим в следующих главах. Мы за­ключили, что необходимо планировать распад груп­пы так, чтобы это стало для членов группы позитив­ным опытом.

Во второй части-главы мы рассмотрели развитие личности в группе. Мы изучили развитие «одиноч­ки» до квази-члена группы и далее до полноценно­го члена группы-, за чем может последовать уход, разрыв связей с группой и возвращение в статус «одиночки». Мы обсудили роль реципрокной оцен­ки в процессе социализации, а также изменения обязательств на каждой стадии. Мы использовали модель Морланда и Левайна (Moreland & Levine, 1982), содержащую следующую последователь­ность стадий:

1. Исследование

2. Вхождение

3. Социализация

4. Принятие/поддержка

5. Отклонение

6. Повторная социализация,-ч

7. Воспоминания

Мы обсудили влияние когнитивного диссонанса на характер воспоминаний о группе. Мы увидели, как Розенберги освоились в новой общине. Далее мы применим эти принципы к методам, используе­мым различными бандами для «приема» или ини­циации новых членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: