Ключевые термины. Аутистический конфликт

Действие Духовность Индивидуальная дифференциация Индивидуальная социализация Инициация Исследование

Аутистический конфликт

Вербальная экспрессия

Взаимодействие в группе

Воспоминания

Время

Вторичная напряженность

Групповое развитие


 

Групповое развитие и социализация


Классизм Разделение на подгруппы
Когнитивный диссонанс Распад

Конфликт Ритм

Конфронтация Ролевые переходы

Ложный конфликт Случайный конфликт

Обязательства Смятение

Окончание Создание норм

Отклонение Сотрудничество

Оценивание Сохранить лицо

Первичная Социализация

напряженность Теория

Повторная социального обмена

социализация Формирование
Принятие/поддержка Членство

Разочарование. Эскалация конфликта

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Отметелили» — социализация в банде

Слово «банда» вселяет ужас в сердца многих аме­риканцев. Сразу представляется черная кожа, цепи, мотоциклы, наркотики и смерть. Несомненно, в наши дни банды усиливают свое влияние в амери­канском обществе; однако в истории страны это явление далеко не новое. Банда это группа людей, следующих большинству вышеописанных принци­пов групповой динамики. Новым для нас является.процветание новых группировок, которые не следу­ют нормам первых американских банд.

Кристенсен (Christensen, 1994) определяет банду следующим образом: банда — это группа, которая:

Замышляет или совершает преступления против людей и групп определенного цвета кожи, расы, религии, сексуальной ориентации, национальной принадлежности или против других криминаль­ных объединений.

Использует название, опознавательный знак или символ и имеет определенного лидера.

Характеризуется высоким уровнем взаимодей­ствия между своими членами и обособлена от других групп.

Претендует на район и/или географическую тер­риторию.

Требует от своих членов ношения особой одеж­ды, поддержания характерного облика или прак­тикует уникальный, особенный стиль общения.


Возможно, одной из первых этнических банд в Америке было Общество Белой Руки, основанное на Сицилии. Эта банда принадлежала к организа­ции «Коза Ностра» (Kleinknecht, 1996). Банда су­ществовала тайно до 1963 года, пока один из ее чле­нов, Джозеф Валаки, не дал показания в Конгрессе. Согласно показаниям Валаки, чтобы стать членом «Коза Ностра», нужно быть чистокровным италь­янцем. Итальянская мафия — прототип того, что в Америке называют «бандой». Однако этот образ скорее относится к новым бандам, которые в чем-то даже превзошли «Коза Ностра». Это частично объясняется тем, что первоначальная структура банды была разделена на семьи, которыми руково­дил всемогущий «крестный отец». Этот человек определял, какой преступной деятельностью мафия могла заниматься с целью получения прибыли. Пер­воначально, во времена сухого закона, мафия зани­малась поставками в Америку спиртных напитков. Спрос на спиртное был огромен, поэтому мафия с готовностью обеспечивала американцев этим про­дуктом. Когда во главе мафии вставал новый лидер (что часто случалось в результате серии убийств), мафии приходилось вступать в борьбу с другими бандами.

Валаки описал церемонию инициации, в которой он участвовал в 1930 году; до 1989 года она практи­чески не изменилась.

В каждом случае испытуемому кололи пальцы, на стол выкладывали кинжал и пистолет, сжигали ри­туальную бумагу, и новый член давал обет omerta, или тайны. Этот ритуал более пугающ, но во многом схож с описанным одним историком в 1872 году обрядом инициации неаполитанской группировки «Каморра»с точностью до пистолета и кинжала и жертвенной крови.

(Kleinknecht, 1996, р. 43)

Сравнительно с другими инициациями такой обряд может показаться слишком простым, но вновь посвященных мафиози от нарушения обетов удер­живала угроза смерти за «стукачество» или несоб­людение иерархии банды.

Банда «Ангелы Ада» — порождение Второй ми­ровой войны. В Англии, в базировавшемся там 303-м американском эскадроне бомбардировщи­ков, был один экипаж, отличавшийся совершенно дикими нравами. Согласно тогдашней моде, каждый экипаж давал своему самолету имя; самолет этого экипажа назывался «Ангел Ада». Когда члены эки­пажа вернулись в США после окончания войны, они организовали первую известную нам байкерскую банду вне закона...

(Lavigne, 1996)

К 1987 году их численность составляла около тысячи человек по всему миру с 67 отделениями в тринадцати странах. «Ангелы Ада» идеально подхо­дят под определение банды, данное Кристенсеном. Эта группа воюет с другими бандами и верит в го-


 

Глава 3



сподство белой расы. Таким образом, любое мень­шинство становится потенциальной мишенью для насилия. Любое насилие приветствуется, что под­тверждается тем фактом, что в одной из элитных подгрупп — «Избранные гады» — для того чтобы стать членом группы, надо было убить человека.

У «Ангелов Ада» есть несколько опознавательных знаков и определенный лидер. Члены группы ездят на мотоциклах марки «Харлей-Дэвидсон», носят кожаную одежду, татуировки и специальные повяз­ки. Существует совершенно определенный ритуал присуждения татуировок и повязок — он является частью обряда инициации, который мы обсудим по­зднее. В банде есть четкая организационная иерар­хия, похожая на армейскую. Когда группа куда-то едет, роли можно определить по позициям в колон­не. Глава группы, президент, который либо назнача­ется группой, либо сам себя выдвигает, едет в цент­ре, впереди всей колонны. Капитан, который реша­ет все проблемы банды, отвечает за безопасность группы во время поездок и возит деньги группы, следует за президентом. Вице-президент, замести­тель, выбираемый президентом, едет за президен­том и капитаном. Позади этих троих едут члены банды в «полной боевой раскраске» — полноценные члены группы. Это прежде всего секретарь-казначей, который ведет список всех членов группы, собира­ет взносы и штрафы и хранит деньги для оплаты счетов и внесения залогов за арестованных членов группы. Еще дальше, впереди «кандидатов» (байке­ров, находящихся ца испытательном сроке) и почет­ных членов банды, следуют сержанты, — президен­тская охрана, основная сила и палачи.

Вступление в банду «Ангелы Ада» — это целый ритуал. Для того чтобы стать «кандидатом», моло­дые люди держатся рядом с клубом банды или с баром, который они часто посещают. (Женщины в группу не допускаются. У них может быть только две роли: «старушки» (женщины членов банды), а также «мамаши» или «овцы» (которые считаются сексуальной собственностью банды).) Кандидаты выполняют поручения членов группы и оказывают им определенные услуги в надежде быть замечен­ными. Если соискателю удается произвести долж­ное впечатление на члена группы с хорошей репута­цией, этот байкер представляет его кандидатуру на вступление в группу. Кандидат не может носить цвета банды, но у него есть повязка или жилетка, указывающие на его статус. По вопросу принятия нового человека проводится три голосования. Кан­дидат не может стать членом банды, если голосова­ние во всех трех случаях не окажется единогласным. Теперь член банды должен совершить преступление по выбору группы: иногда это убийство. Так он за­рабатывает клубную повязку. Через девять дней после получения повязки он должен сделать клуб­ную татуировку. Повязка выглядит следующим об­разом: на белом фоне красные буквы «DEGUELO» (по испански «без четверти»). Члены группы, си­девшие в тюрьме, накалывают между большим и указательным пальцем по одной звезде за каждый срок. Помимо долгожителей наподобие «Ангелов


Ада», есть и новые банды, которые сейчас находят­ся на стадии становления. Часто в банды объединя­ются члены групп, считающих, что общество их не­дооценивает и поэтому они не могут добиться в нем высокого положения через общепринятые кана­лы — образование или хорошую работу. В банде можно сделать огромное состояние на продаже нар­котиков: в этой сфере можно заработать гораздо больше, чем законными путями, которые открыты каждому.

В Лос-Анджелесе базируются две известнейшие афро-американские банды — «Crips» («Уроды») и «Bloods» («Кровавые»). Эти супербанды состоят из сотен маленьких группировок. Как и «Ангелы Ада», они открыли свои отделения в других горо­дах США. «Crips» носят синюю одежду, a «Bloods» красную. Если на территории банды поймают «не­правильно» одетого человека, его могут просто при­кончить, что, к несчастью, однажды произошло с потерявшимися туристами. Почти у всех банд есть собственные цвета, которые люди, не входящие в банду, могут носить на свой страх и риск, или сис­тема сигнальных жестов, по которым члены банды узнают друг друга. «The Rollin' Twenties», например, носят исключительно черное с золотом.

Банда «Crips» была создана в Лос-Анджелесе в семидесятые годы. «Bloods» организовались для того, чтобы защищать себя от «Crips». У «Bloods» есть свой собственный язык; например, они вообще не используют букву «с» (как в слове «Crip»). На­пример, если они хотят попросить сигарету, они просят «бигарету» (Sikes, 1997, р. 8). В 1992 году ок­ружной прокурор Лос-Анджелеса установил, что практически половина чернокожих молодых людей в городе каким-то образом связаны с бандами. По­чти половина членов банд (47%) были в возрасте от 21 до 24 лет.

Члены банды по доброй воле стремятся пройти жестокий обряд инициации, чтобы получить доступ во влиятельную группу

Группировка «Lennox-13» — это лос-анджелес­ская латиноамериканская банда. Группы размером от 30 до 50 молодых людей составляют одну боль­шую банду. В банде состоят в основном подростки-американцы в первом поколении, дети испано-го­ворящих родителей, иммигрировавших в США из Мексики или Латинской Америки. Знак банды —


 

Групповое развитие и социализация



«L», составленный из указательного и большого пальцев.

Число преступлений, совершаемых бандами, в нашей стране постоянно растет. В Лос-Анджелесе девушки могут входить в банды или быть с ними некоторым образом связанными, что предполагает участие в преступлениях и ношение оружия, — как правило, это ножи и пистолеты. Девушки соверша­ют меньше преступлений, чем мальчики, но это чис­ло быстро растет. Число арестов девушек до 18 лет увеличилось на 82% в период с 1989 по 1994 год. Число арестов мальчиков увеличилось на 25%. С 1980 до 1989 года число взрослых женщин в тюрь­мах возросло с 12 331 до 43 845. Женщины начина­ют занимать свою нишу в преступном мире.

Сан-Антонио, городок в штате Техас, географи­чески разделен по расовому признаку. Латиноаме­риканцы (54% горожан) живут в западной части города, черные — на востоке, белые — на севере, а южная часть — это смесь разных рас. Латиноамери­канские банды ревниво охраняют свою территорию. Две главные латиноамериканские банды — это «Ко­роли» («Kings») и «Королевы» («Queens»); эти группировки, женская и мужская, связаны друг с другом. Символ обеих банд — Микки Маус, персо­наж диснеевских мультфильмов, а знак — знаковый язык «К». Обряд инициации в каждой группе очень жестокий. Мужчин члены банды просто избивают примерно десять минут. У девушек, как описывает один из «Королей», больше разнообразия:

Я вам сейчас расскажу, девчонки могут выбрать, какой обряд проходить: (А) минуту драться с мужи­ком один на один; (Б) выстрел в ногу из хлопушки; (В) девушка ложится, и цыпочки ее полторы минуты метелят; или (Г) можно бросить кубик и надеяться, чтобы выпало не больше двух.

(Sikes, 1997, p. 15O)

Здесь есть несколько моментов, которые необхо­димо объяснить. Во-первых, «хлопушка» — это по­луавтоматический пистолет. «Метелить» — означа­ет избивать. «Цыпочки» — девушки из банды. И, что возможно, самое непонятное, вариант Г — это свое­го рода «обучение», подразумевающее сексуальные сношения с несколькими мужчинами подряд. Чис­ло, выпавшее на кубиках, означает количество муж­чин, с которыми девушка должна переспать. И этим девочкам может быть всего лет десять. После того как девушка проходит испытание, она считается полноценным членом банды.

Но в банды входят не только молодые люди из меньшинств. Например, скинхеды — белые молодые люди, следующие принципам «белого» господства. Это может выражаться в виде белого сепаратизма, призывающего к разделению наций по расовому признаку, или в более милитаризованном ответв­лении. Таким образом, существуют группы скинхе­дов-расистов и «нерасистов», но действуют они одинаково. Основным их различием является вы­бор жертв. Скинхеды-расисты ненавидят почти всех. Они считают, что правительство (которое они


называют «Сионистское правительство») и поли­цию контролируют евреи. Они считают, что и Хо-локост евреи организовали сами, чтобы вызвать к себе симпатию. Черные считаются «грязной наци­ей» — нелюдями. Также в список мишеней скинхе­дов.входят азиаты, метисы и гомосексуалисты.

Белые супрематисты видят идеального человека... мужественным, мускулистым, высоким и гордым, а рядом с ним — его белая плодовитая женщина...

(Christensen, 1994, р. 102)

Если вы белый, но не согласны с этим или просто попадетесь скинхедам под руку, вы тоже можете стать их жертвой.

У скинхедов характерная манера одеваться. Во-первых, как видно из названия, у них наголо бри­тые головы. Они любят свастики и другие татуиров­ки и пирсинг по всему телу. Их униформа — летные куртки-пилоты и ботинки фирмы «Доктор Мар­тин». Они выглядят так же, как банды рабочих в Англии (поэтому они и носят «Доктор Мартин» — английские ботинки). Ботинки при нападении на жертву часто используются как оружие. Кстати, боевые походы скинхедов иногда называют «обув­ной вечеринкой».

Социализация в группе скинхедов следует моде­ли, которую мы обсудили ранее. Во-первых, чело­век, желающий присоединится к банде, ходит с группой в качестве «фаната». Когда новичка заме­чают, он становится «приближенным». Очень ред­ко бывает, что кандидаты уходят, и очень редко они надевают одновременно и регалии, и одежду. Вхож­дение осуществляется постепенно, и попытка сразу стать полноценным членом группы обычно не при­ветствуется (как и в любой другой группе). На сле­дующей стадии кандидат становится «союзником». Это человек, который разделяет идеологию группы и участвует в деятельности банды, но при этом жи­вет вне банды. В эту категорию попадает большин­ство женщин, часто потому, что они в очень раннем возрасте доказывают свою плодовитость и вынуж­дены ухаживать за детьми. Истинные члены посвя­щают свою жизнь «делу», их стиль жизни полнос­тью меняется.

Существует мнение, что движение скинхедов появилось в ответ на возникновение этнических банд, а также на успех национальных меньшинств. Скинхеды по большей части, если не все, плохо об­разованы и не могут добиться успеха традиционны­ми способами. Очень неприятно соревноваться с теми, кого считаешь ниже себя, и видеть, как они успешно продвигаются вверх в общественной ие­рархии.

Большинство рассмотренных банд соответствует описанной в этой главе модели развития и социа­лизации группы. Но появился новый тип банд, ко­торый противоречит всем правилам. И из-за при­нятых такими бандами новых правил они могут стать очень опасными. Вьетнамские банды орудуют в Калифорнии и базируются к югу от Лос-Анджеле­са, в Оранж-Каунти, в городах Вестминстер, Гарден


3 Социальная психология групп


 

Глава 3



Гроув и Сайта-Ана. И мальчики, и девочки из вьет­намских общин вступают в банды в 12 лет; а к 20 го­дам обычно покидают группировку: либо ведут нор­мальную жизнь, либо попадают в тюрьму, либо гиб­нут. Среди мужских банд известны «Cheap Boyz» («Дешевки»), «Scar Boyz» («Парни со шрамами»), «Orange Boyz» («Оранжевые»), «Natona Boyz» («Парни из Натоны»), «Mohawk Boyz» («Могав­ки»), «Santa Ana Boyz» («Парни из Санта-Аны»), «Oriental Boyz» («Восточные») и «Lonely Boyz Only» («Только одинокие»). Женские банды назы­ваются «Dirty Punks» («Грязные панки»), «South Side Scissors» («Южные ножницы»), «Banana Girls» («Банановые девушки») и «IBK» («Innocent but Killers» — «Невинные, но убийцы») (Goad & Goad, 1994).

Вьетнамские банды экипированы лучше практи­чески всех уличных банд. Они, как правило, воору­жены оружием большого калибра. Другое их отли­чие — это то, что они не берут взносов и не требуют пожизненно хранить верность одной и той же бан­де. Члены банд могут свободно переходить из од­ной групировки в другую. Банды сотрудничают друг с другом, у них нет главенствующей организации, как у «Ангелов Ада», «Crips» или «Bloods». У них нет своих цветов и отличительных рисунков. Легче всего определить члена вьетнамской банды по шра­мам на руках от прижигания сигаретами.

Даже преступления, совершаемые вьетнамскими бандами, совершенно нетипичны. Они старются не иметь дела с наркотиками, предпочитая занимать­ся мошенничеством, красть машины и компьютер­ные микросхемы или грабить дома. Они извлекают выгоду для себя из обычного во вьетнамской среде недоверия к банкам. Поэтому вьетнамцы часто хра­нят большие суммы денег дома. Банды врываются в частные дома и держат хозяев в заложниках, пока не получат то, что хотят. Как правило, они выбира­ют самого слабого члена семьи и мучают его, пока он не отдает им все ценное в доме. Если семья отка­зывается сотрудничать с ними, бандиты убивают всех. Затем они забирают свою добычу и тратят, тратят, тратят. Члены вьетнамских банд избегают


показного потребления (не держат при себе ценно­стей и не кладут деньги в банк); они очень мобиль­ны, потому что покупают дорогие быстрые машины. Этот новый тип банд доставляет полиции боль­ше всего проблем. Так как у старых банд основные правила и поведенческие модели очень похожи, полиции легче предотвратить их преступления и аррестовать преступников. Теперь им придется изу­чать новый набор правил.

Вопросы для обсуждения

Используя материал этой главы, ответьте на следующие вопросы:

1. Вы уже знаете, как влияет обряд инициации на объем обязательств перед группой. У какой из вышеописанных банд уровень обязательств выше всех? Есть ли какие-либо смягчающие обстоя­тельства, которые могут повлиять на ваш выбор? Что это за обстоятельства?

2. Девушки, желающие вступить в банду «Короле­вы Сан-Антонио», могут сами выбрать, какой обряд инициации проходить. Как вы считаете, правильно ли приравнивать друг к другу избие­ние, огнестрельную рану и секс?

3. Если бы вы хотели помешать притоку молодых людей в банды, на каком этапе, по вашему мне­нию, вмешательство окажется наиболее дей­ственным? Почему? Какие действия принесли бы нужный результат? Почему?

4. Почему, по вашему мнению, банда «Ангелы Ада» организована по образцу армейского подразделе­ния? Не считаете ли вы, что все дело в биогра­фии первых членов банды?-Объясните, почему вы так думаете.

5. Сравните стадии социализации в различных бан­дах. Похожи ли они? Если да, то чем? А может быть, они отличаются? Тогда чем?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: