double arrow

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ СЕТИ


Как мы наблюдали во многих сферах, люди чув­ствуют себя наиболее комфортно со знакомыми вещами. Они устанавливают модели поведения (роли), неписаные правила поведения (нормы) и даже правила-предписания относительно поведения определенных групп (стереотипы). В группах люди также формируют модели коммуникации между членами группы, которые мы называем сетями.

Коммуникационные сети — это формальные мо­дели межличностных контактов, характеризующие­ся обменом информацией между людьми.

(Monge, 1987, р. 243)

У всех групп есть формальные и неформальные коммуникационные сети. Формальные сетиопре­деляют, что ДОЛЖНО происходить. Примером может быть структура организации, устанавливаю­щая иерархию подотчетности. В классе формаль­ные коммуникационные сети традиционно устанав­ливаются между учителями и учениками, но не между учениками. Неформальная коммуникацион­ная сеть— это то, что происходит в РЕАЛЬНОС­ТИ. В организациях люди часто «прыгают по кана­лам» и идут по головам сослуживцев в обход фор­мальной сети. Если это происходит достаточно часто, у группы намечаются серьезные проблемы. Как активные члены группы, мы захотим узнать, кого проигнорировали и почему. В классе ученики часто разговаривают друг с другом в то время, ког­да они должны слушать учителя. Когда неформаль­ная сеть встает на пути формальной, это может по­вредить эффективности коммуникации.




Рис.4.1. Общеканальная сеть

Сети формируются в группах с течением време­ни. Одни связи используются достаточно часто, другие исчезают за ненадобностью. Теоретически возможно, чтобы все члены группы имели прочные коммуникационне связи с другими членами группы в так называемой общеканальной сети(см. рис. 4.1. Буквы обозначают людей в группе, линии — комму­никационные связи между ними).


г


Всевозможные конфигурации вербальных ком­муникационных сетей изучались много и подробно (например, Tichy, 1981). Некоторые типы сетей даже получили названия. Я сознательно не включаю список названий сетей, которые студентам будет запомнить достаточно трудно, по нескольким при­чинам. Во-первых, я хочу, чтобы студенты поняли материал, а не зазубрили его. Во-вторых, эти назва­ния не встречались мне нигде, кроме учебников. При анализе группе гораздо меньшую ценность име­ет способность «назвать сеть», нежели возможность понять характер воздействия конкретного вида сети на группу.

В исследовании сетей крайне важным аспектом является понятие центральности. На рисунке 4.2 изображены две сети. Сеть слева полностью де­централизована, сеть справа полностью централи­зована.

Рис. 4.2.Децентрализованная сеть (слева) и централизованная сеть(справа)



Ни одна из этих сетей не является общеканаль­ной. Общеканальиые сети — это децентрализован­ные сети,они содержат большое количество лиш­них связей. Другими словами, в них существует слишком много способов эффективной передачи сообщения группе. Степень централизации влияет на продуктивность и удовлетворенность группы. В целом, более централизованные сети,подобные изображенным на рисунке 4.2 справа, лучше рабо­тают при решении простых проблем.

Децентрализованные сети, изображенные на ри­сунке 4.2 слева, лучше подходят для решения слож­ных проблем. Информация более свободно переме­щается между членами группы в отсутствие чело­века-фильтра в центре сети, в результате есть> воз­можность выработать больше энергии. С позиции удовлетворенности децентрализованные сети (в том числе и общеканальные) способствуют сплочен­ности внутри группы, так как люди имеют воз­можность устанавливать большее количество отно­шений.

Насколько я понимаю, это все, что вам нужно знать о коммуникационных сетях. Напоследок ска­жу, что для каждого человека важно быть связан­ным с сетью. Если у вас в группе есть изолирован­ный (по любой мыслимой причине) индивид, она теряет баланс ресурсов. Необходимо попытаться определить, почему этот человек находится в изо­ляции, и исправить ситуацию.




__________________________Глава 4

Мы очень много говорили о вербальной комму­никации. Однако, как мы выяснили в начале главы, люди, оказавшиеся рядом в пространстве, — неваж­но, где именно, — вступают в общение между собой хотя бы на невербальном уров.не. Невербальная коммуникация может быть настолько же важной, как и вербальная, а иногда даже важнее. К этому существенному предмету мы сейчас и обратимся.







Сейчас читают про: