А если вы пытаетесь слушать, но просто не понимаете? ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ. Правильно задавать вопросы так же важно, как тщательно слушать. Целью задавания вопросов является сбор информации, а не критика говорящего, его мыслей и ценностей.
Эллис и Фишер (Ellis & Fisher, 1994) внесли следующие предложения в отношении запроса дополнительной информации. Во-первых, не стесняйтесь уточнять. Есть множество моментов, когда коммуникация может прерваться. Возможно, вы не слышали то, что докладчик говорил другим. Возможно, говорящий переусердствовал с жаргоном или рассказывал настолько неорганизовано, что вы просто не могли следить за его мыслями. Возможно, вы не очень сведущи в теории и положениях, на которые выступающий опирался в своей речи. К тому же в группе, если вы что-то не понимаете, возможно, есть еще кто-то, кто тоже не понимает. Не думайте, что вы себя дискредитируете. Единственный глупый вопрос — это тот, который вы не задали.
Если человек говорит слишком тихо, скажите ему об этом. Если вы не понимаете его логику, попросите его объяснить ее вам. Задавайте вопросы о последовательности утверждений. Что его выводы говорят о дальнейшем направлении в группе? Задавайте трудные вопросы. Как насчет законности или этичности предложений? Как мы будем говорить в седьмой главе, у групп есть обязательство принимать этичные решения. Не обвиняйте человека в недостатке этики или низменных ценностях; спрашивайте о возможных результатах. Любой, кто почувствует, что на него напали, тут же прекратит слушать.
И, наконец, задавая вопросы, будьте тактичны и вежливы. Берите на себя часть ответственности за то, что вы не понимаете, о чем речь. Ведите себя корректно. Загонять людей в угол (фигурально), унижать или обвинять их — это путь к разрушению группы и утрате надежды на эффективное общение.
| Коммуникация в группах |






