Как правильно задать вопрос

А если вы пытаетесь слушать, но просто не пони­маете? ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ. Правильно зада­вать вопросы так же важно, как тщательно слушать. Целью задавания вопросов является сбор информа­ции, а не критика говорящего, его мыслей и цен­ностей.

Эллис и Фишер (Ellis & Fisher, 1994) внесли сле­дующие предложения в отношении запроса допол­нительной информации. Во-первых, не стесняйтесь уточнять. Есть множество моментов, когда комму­никация может прерваться. Возможно, вы не слы­шали то, что докладчик говорил другим. Возмож­но, говорящий переусердствовал с жаргоном или рассказывал настолько неорганизовано, что вы про­сто не могли следить за его мыслями. Возможно, вы не очень сведущи в теории и положениях, на кото­рые выступающий опирался в своей речи. К тому же в группе, если вы что-то не понимаете, возмож­но, есть еще кто-то, кто тоже не понимает. Не думай­те, что вы себя дискредитируете. Единственный глупый вопрос — это тот, который вы не задали.

Если человек говорит слишком тихо, скажите ему об этом. Если вы не понимаете его логику, по­просите его объяснить ее вам. Задавайте вопросы о последовательности утверждений. Что его выводы говорят о дальнейшем направлении в группе? Зада­вайте трудные вопросы. Как насчет законности или этичности предложений? Как мы будем говорить в седьмой главе, у групп есть обязательство прини­мать этичные решения. Не обвиняйте человека в недостатке этики или низменных ценностях; спра­шивайте о возможных результатах. Любой, кто почувствует, что на него напали, тут же прекратит слушать.

И, наконец, задавая вопросы, будьте тактичны и вежливы. Берите на себя часть ответственности за то, что вы не понимаете, о чем речь. Ведите себя корректно. Загонять людей в угол (фигурально), унижать или обвинять их — это путь к разрушению группы и утрате надежды на эффективное общение.


Коммуникация в группах

 






double arrow
Сейчас читают про: