Кэмпбелл, Даннетт, Лоулер и Уэйк (Campbell, Dunnette, Lawler & Weick, 1970) предложили модель лидерства, в которой учитываются все сложности этого явления. Если разделить созданную этими учеными базовую модель на основные части, окажется, что личностные характеристики членов группы сказываются на действиях лидера, который, в свою очередь, способствует повышению продуктив-
ности группы. На все эти факторы влияет окружающая среда (культура), в которой группа функционирует, а также объем и эффективность обратной связи. Иными словами, базовая модель выглядит так:
Окружающая среда группы
• Продуктивность |
Модели поведения• |
Личностные _ характеристики
- Обратная связь - |
—— Обратная связь •
Отталкиваясь от этой схемы, мы рассмотрим каждый ее раздел, расширим его и изменим до неузнаваемости. Мы уже говорили о модели обратной связи и о ее важности в четвертой главе, посвященной коммуникации, и не будем повторяться. Мы начнем с личностных характеристик и подробно рассмотрим эту категорию, изучив как черты и навыки лидера, так и характеристики членов возглавляемой им группы.
|
|
Принявшись за изучение процесса лидерства, мы займемся вопросами тактики влияния и видами власти. Мы коснемся различных теорий эффективности лидера и свойств задачи, влияющих на эффективность производства. Наконец, мы рассмотрим групповой климат (групповую среду) и его влияние на членов группы, деятельность группы и ее результаты.
Личностные характеристики
Как я уже говорила, группы состоят из отдельных людей, и их характеристики, включая личностные черты и качества всех членов группы, важны для продуктивности группы в целом. Личностные характеристики членов группы влияют на поведение лидера, а поведение лидера, в свою очередь, влияет на членов группы.
Личностные черты и навыки лидеров