Спасательные работы силами группы

Срыв альпиниста практически всегда происходит неожиданно. Чаще всего страхующий не только не видит начала падения, но и не слышит шума. И в этой ситуации есть одно непреложное для выполнения правило: в любом случае сорвавшийся обязан криком предупредить напарника о своем срыве.

Первостепенное значение имеют действия, которые группа для быстрейшей доставки пострадавшего в больницу и оказания ему своевременной медицин­ской помощи сумеет осуществить самостоятельно, не усугубляя состояния пострадавшего и своего собственного. Особенность таких действий связана с отсутствием врача, малым количеством снаряжения, продуктов, топлива, большими физическими нагрузками, трудностями с организацией транспортировки и страховки.

Задача аварийной группы - оказать пострадавшему первую помощь и спустить (поднять) на более-менее спокойный рельеф, не представляющий технической сложности и не требующий страховки спасателей.

Первоначальные действия:

1.Проверить надежность страховки пострадавшего и остальных членов группы. Учесть возможность развития повторной аварийной ситуации (повторные лавины или камнепад и т.п.). Принять дополнительные меры безопасности. Позаботиться о безопасности спасающих.

2. Подойти к пострадавшему или установить с ним голосовую связь. Выяснить его состояние, определить размер и характер необходимой помощи.

При зависании уча­стника группы на веревке или при попадании в трещину следует выяснить, может ли он двигаться самостоятельно или нужна помощь. Если нужна помощь, выбрать способ ликвидации aварии (вытаскивание вверх, спуск вниз, при необходимости - с наращиванием веревки, спуск к нему по параллельной веревке и/или переход маятником) и систему страховки.

3. Оказать первую помощь. Если вероятно повторение аварии и невозможно обеспечить безопасность спасателям и пострадавшему, то допускается провести экстренную эвакуацию в безопасное место даже в ущерб состоянию пострадавшему. При угрозе камнепада или лавины первое действие — ускоренная эвакуация пострадавшего в безопасное место. Она производится простейшими способами вручную, иногда в ущерб состоянию пострадавшего. Поэтому после выхода из опасной зоны необходимо осмотреть его и провести все мероприятия первой медицинской помощи и предупреждения шока.

После выхода из опасной зоны необходимо остановиться, оценить обстановку и состояние пострадавшего, оказать ему необходимую помощь, обеспечить нормальные условия для дальнейшего пути. В дальнейшем при транспортировке учитывать состояние больного и характер травмы (не заставлять стоять человека со сломанной ногой, пристегиваться - со сломанной рукой).
При прочих равных на скалах сначала оказывают медицинскую помощь, потом транспортируют, на леднике (при падении в трещину) - сначала извлекают, потом лечат, если могут. Главное - не заморозить клиента. Если подъем затягивается дольше 10-15 минут необходимо спустить пострадавшего на перину и теплые вещи, при необходимости спуститься к нему и помочь ему одеться.

Если участник группы сорвался далеко вниз, группа обязана спуститься к нему и оказать помощь. Если группа убедилась в смертельном исходе и приняла решение оставить тело, его следует переместить в безопасное от лавин и камнепадов место, укрыть от внешних воздействий, надежно маркировать, составить кроки местоположения и принять меры для сообщения спасательной г службе.

4.Оценить ситуацию по пунктам:

а)состояние пострадавшего;

б)состояние группы;

в)возможность оказания помощи и транспортировки собственными силами, учитывая при этом характер травм пострадав­шего, состояние и квалификацию участников, наличие техниче­ских средств, возможный маршрут транспортировки, необходи­мость разведки, запас светлого времени для транспортировки в зависимости от наличия мест бивуаков;

г)возможность и способ сообщения о случившемся: радио­связь, голосовая связь с соседними группами, сигнал ракетами или другой вид кодовой связи, сигналы бедствия (обязательно оценить необходимость их подачи и эффективность в данных ус­ловиях), посылка нарочных (или нарочного).

5.Принять решение:

а)послать нарочных (если нет уверенности в том, что сообще­ние об аварии принято);

б)ждать спасотряда с врачом и транспортировочными средствами;

в)транспортировать самостоятельно.

Отсидка всей группы или, в самом крайнем случае, части ее организуется при невозможности само­стоятельной транспортировки пострадавшего. Отсидка - это организация бивуака, обеспечивающего безопасность и надежное укрытие от непогоды. Следует выкопать пещеру или устроить площадку и защитные стенки. По возможности подготовить сис­тему страховки для поднимающихся спасателей. Группе жела­тельно собраться вместе и обеспечить общую бивуачную страхов­ку. После того как все оказались в укрытии, нужно распределить теплые вещи и бивуачное снаряжение, нормировать продукты, обеспечить подачу сигналов.

Отсидка необходима и возможна лишь при полной уверенно­сти в своевременной помощи снизу. В противном случае нужно посылать за помощью или изыскивать возможности для транс­портировки пострадавшего силами самой группы.

Если есть необходимость посылки связного за помощью, то за помощью уходит одна связка, а пострадавший остается с товарищем, который дол­жен поддерживать его не только физически, но и морально. Оста­вленные должны иметь надежный бивуак и быть по возможности обеспечены всем необходимым для отсидки. Следует установить порядок и время сигнализации, составить кроки местонахожде­ния оставленных по надежным ориентирам. В исключительных условиях можно уйти за помощью в оди­ночку или оставить пострадавшего одного. Если пострадавший оставлен один, необходимо надежно и за­метно маркировать его местонахождение, определить ориентиры и составить кроки местонахождения. Идущий за помощью мар­кирует путь и в местах маркировки оставляет записки о сложив­шейся ситуации. Нужно помнить, что спасотряду, возможно, придется искать оставленного пострадавшего только по данным, полученным от прибывшего с сообщением об аварии, так как сам прибывший не сможет выйти с отрядом.

Однако готовые рекомендации для каждого случая дать невоз­можно; правильное решение для конкретной ситуации подска­жут опыт и чувство долга.

Если принято решение о транспортировке, необходимо распределить обязанности в группе по разведке пути, стра­ховке, сопровождению пострадавшего, замыкающего. При ава­рийных спусках первым должен спускаться достаточно опытный альпинист, выбирающий путь и организующий следующие пунк­ты страховки и закрепления.

Спо­соб транспортировки определяется состоянием пострадавшего, рельефом, наличием снаряжения. Следует учитывать необходи­мость помощи сопровождающему на маршруте, возможность вынужденного возвращения на удобное место при неудачно вы­бранном пути спуска. Если есть возможность, маршрут для проверки и очистки его сначала проходит один участник группы. Нужно своевременно готовить удобный безопасный бивуак, чтобы темнота не застала группу во время дви­жения. При транспортировке первым идет один из опытных участников. Он выбирает путь, подготавливает площадки, организует точки страховки и самостраховки.
Обычно пострадавшего спускают, Это проще физически и морально, Однако, если вверх значительно ближе и оттуда проще выбираться к людям, можно и поднимать. Чаще подъем используется при вытаскивании пострадавшего из ледниковой трещины.
При транспортировке пострадавшего по сложному рельефу многое зависит от того, может ли он двигаться самостоятельно и активно помогать спасателям. Если да - то его можно транспортировать без сопровождающего на одинарной веревке, подстрахованной прусиком.

Если пострадавший не может двигаться самостоятельно для его транспортировки нужен сопровождающий. Задача сопровождающего - контролировать движение пострадавшего и предохранять его от контакта с рельефом.

После спуска или подъема пострадавшего на 1 веревку (один эталонный участок) группа должна оценить скорость своего перемещения (в дальнейшем она будет только падать), запас времени, состояние пострадавшего, и, исходя из этого принимать решения о дальнейших действиях.

Малая группа должна стремиться вести транспортировку по возможности прямо вниз. Кулуары и снежные склоны лучше использовать в ночное время, когда опасность лавин и камне­падов наименьшая, и уходить с таких участков, когда они начи­нают освещаться солнцем. На скалах надо выбирать участки с меньшей опасностью камнепада, хотя и более крутые. По тем же причинам нельзя допускать, чтобы значительное ухудшение погоды заставало группу в месте, не пригодном для бивуака. Погодные условия и их возможная перемена (ухудшение) в зна­чительной мере определяют решение группы идти или отсижи­ваться.

Длительная транспортировка характерна для экспедицион­ных условий и высотных восхождений. При этом предпочтение следует отдавать известному, пусть даже более длинному, пути. Разобщение группы недопустимо, поэтому разведка осуществ­ляется по возможности на расстоянии голосовой связи между участниками. Особое значение приобретает организация свое­временных и удобных бивуаков. Следует иметь в виду, что, не­смотря на большую трудоемкость работы, наибольший комфорт и безопасность обеспечивают снежные пещеры. Необходимо постоянно контролировать состояние пострадавшего и отдель­ных участников, не допуская их перегрузки. Если налицо перспектива длительных работ, руководитель должен поручить одному из участников учет и нормирование продуктов питания и горючего.

При транспортировке следует выбрать более простой и, по возможности, знакомый путь к людям, даже если он немного длиннее.

Группой 8-10 человек можно донести пострадавшего по несложному рельефу на 5-10 км. В других случаях необходимо вызывать помощь. Силами 30-40 человек можно транспортировать пострадавшего на 30 км и через препятствия до 2А кс (при соответствующей подготовке) При более сложных условиях необходимы квалифицированные спасатели, спец снаряжение, а лучше - вертолет.

Следует помнить, что любая транспортировка для пострадавшего очень тяжела и болезненна. По возможности необходимо оберегать его от тряски, ударов, а так же природных катаклизмов (дождь, снег, ветер, солнце и т.д.).

Люди свободные от непосредственного процесса транспортировки распределяются для выполнения следующих задач:

1.Марш - бросок за помощью (по возможности).

2.Разведка и подготовка пути.

3.При необходимости организация страховки.

4.Упреждающая готовка пищи.

5.Упреждающая установка лагеря.

Транспортировка и сопровождение пострадавшего продолжается до места оказания квалифицированной медицинской помощи. Иногда даже в машине приходится держать носилки на пуках, чтобы пострадавшего не кобасило на голой дороге.

Альпинистская группа по своей физической, технической и морально-волевой подготовке должна иметь такой "запас проч­ности", чтобы в экстремальных условиях аварийной ситуации быть способной принять правильные решения и выполнить труд, ную работу по оказанию помощи пострадавшему. Руководители мероприятия должны комплектовать группы и учебные подраз­деления исходя из этих требований.

При подборе снаряжения группe, выходящей на маршрут, не­обходимо предусмотреть и некоторый запас в расчете на непред­виденную ситуацию и даже на спасательные работы. В каждом конкретном случае это могут быть разные виды снаряжения (крючья, репшнуры, карабины и т.п.). Дополнительное снаряже­ние, средства сигнализации и связи целесообразно рассредото­чить по связкам.

Сообщение об аварии, сигнал бедствия.

О случившемся нужно поставить в известность руководите­лей АМ. В простых случаях это можно сделать по радиосвязи или применив обуслов­ленную перед выходом кодовую связь, например с помощью сиг­нальных ракет. Если такая связь отсутствует — может потребовать­ся послать вниз двойку участников группы с сообщением.

Сообщение должно содержать максимально полную инфор­мацию: что произошло, с кем, место аварии, время происшествия, наличие необходимого для движения и жизнеобеспечения средств, планы группы.

Сигналы бедствия - система подачи сигналов при аварии. Звуковые, световые и прочие 6 раз в минуту с равными промежутками. Ответный сигнал — три раза в минуту. Для ориентировки спасателей аварийная группа при необходимости продолжает подавать сигналы. Но уже три раза в минуту. Сигналы могут быть зрительными и звуковыми. Возможные зрительные сигналы:

- ночью: включение-выключение фонаря, зажигание спичек, факел, костер, прикрывание и открывание работающего приму­са, горелки и т.п.;

- днем: махание, выкладывание на склоне предметов, резко отличающихся от фона, дымы и т.п.

Звуковые сигналы - крики или выстрелы. Если в аварийной группе есть радиостанция, то нужно иметь в виду, что даже при "подсевшем" питании с ее помощью можно пе­редавать сигналы, кратковременно нажимая на кнопку приема/передачи. Остаточной мощности батарей может хватить на то, чтобы мощные приемники спасательной службы уловили в эфире щелчки. Возможна даже ситуация, когда об этом и попросят на связи. Все объясняется тем, что максимальную мощность ра­диостанция потребляет именно в режиме передачи речи. Именно потому встречаются случаи, когда группу слышате, а она - нет.

Следует также учитывать и местные правила подачи сигналов. Например, ущельские спасательные службы могут ввести прави­ло, по которому любая ракета является сигналом бедствия. В том числе и зеленая, а не только красная.

Если сигнал четко распознается как сигнал бедствия - нужно дать ответный сигнал, показать пострадавшим, что их услышали, отметить ориентиры, чтоб четко указать спасателям на место ава­рии, сообщить в спасательный отряд. Если просто непонятный огонь или звук — то тоже, засечь ориентиры и сообщить в спаса­тельную службу. Как и всегда в горах: лучше быть чуть более бди­тельным, чем потом жалеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: